Содержание материала

Регулятор типа СК (рис. 34) также является регулятором одностороннего действия. При замене изношенных тормозных накладок на новые рычажную передачу распускают вручную. Для этого надо вытянуть стопор специального стопорного механизма 19, а затем вращением механизма роспуска за выступы 20 ввинтить регулирующий винт 16 в регулировочные гайки на необходимую величину. После замены тормозных накладок стопор отпускают в исходное положение.
У этого регулятора винт 16 имеет несамотормозящую трапецеидальную резьбу. В исходном положении под действием пружины 4 с кольцом 3 через подшипник 5 регулировочная гайка 7 прижата к конусу соединительной гильзы 2. Вторая регулировочная гайка 9 пружиной 12, опирающейся на подшипник 15, прижата к конусу регулировочной втулки 10. Эта втулка с помощью винта 11 соединена с выступом 13, который находится на определенном расстоянии (А) от регулировочной планки 8. Расстояние А соответствует сумме общей величины зазоров между тормозными накладками и диском и величины упругой деформации рычажной передачи, т. е. оно соответствует максимальной величине выхода штока тормозного цилиндра. Расстояние А устанавливается на заводе-изготовителе по предварительной договоренности с заказчиком.
Тяговый стержень 17 имеет продольные пазы, в которые входят концы двух винтов 14, препятствующих вращению стержня. На конец регулирующего винта 16 навинчивается ушко 1 для соединения тормозного цилиндра (регулятора) с рычажной передачей. Резиновые чехлы 21 защищают регулятор от загрязнения во время эксплуатации.
Регулятор типа СК
Рис. 31. Регулятор типа СК
На соединительную гильзу 2 свободно насажено кольцо с рукоятками 6, к которым подсоединяют тягу ручного тормоза. При автоматическом торможении во время выхода штока тормозного цилиндра кольцо вместе с тягой ручного тормоза остается на месте. При действии ручного тормоза кольцо упирается в выступ соединительной гильзы 2 и перемещает шток тормозного цилиндра, производя торможение.
Расположение деталей регулятора, изображенное на рис. 34, соответствует их исходному положению при отпущенном тормозе (при любых зазорах между тормозными накладками и диском).
Принцип действия регулятора заключается в следующем. При торможении поршень 18 перемещается влево. Вместе с поршнем перемещается тяговый стержень 17. Этот стержень через гильзу 2 упирается в конус гайки 7 и также перемещает ее влево вместе с регулирующим винтом 16.
Выступ 13 регулировочной втулки 10 коснется регулировочной планки 8 (пройдено расстояние А) в момент, когда шток поршня полностью совершит заранее отрегулированный выход, а тормозные накладки прижмутся к диску. При нормальных зазорах между тормозными накладками и диском перемещение всех деталей регулятора на этом заканчивается, и при последующем отпуске тормоза они возвращаются в исходное положение.
Однако при износе тормозных накладок и диска зазор между ними увеличивается и в момент соприкосновения выступа регулировочной втулки с регулировочной планкой еще остается зазор между тормозными накладками и диском. Тогда тяговый стержень 17 вместе с гайкой 7 и регулирующим винтом продолжает двигаться влево. В результате этого перемещения между гайкой 9 и конусом гильзы 2 образуется зазор, равный величине увеличенных зазоров между накладками и тормозным диском. Гайка 9 под действием пружины 12 будет свинчиваться с регулирующего
винта 16. Таким образом, поршень цилиндра совершит дополнительный ход.
При отпуске тормоза все детали регулятора начинают обратное перемещение. В тот момент, когда поршень тормозного цилиндра пройдет расстояние А, выступ 13 регулировочной втулки 10 упрется справа в торец корпуса, движение гайки 9 и регулирующего винта 16 вправо прекращается и между гайкой 7 и конусом гильзы 2 образуется такой же зазор, который имел место во время торможения между гайкой 9 и конусом гильзы 2. Гайка 7 под действием пружины 4 свинчивается с регулирующего винта 16 до упора в конус гильзы тягового стержня. Таким образом, после одного торможения регулятор при отпуске «удлинил» шток поршня тормозного цилиндра на величину увеличенных зазоров между тормозными накладками и диском.
За одно торможение регулятор может «удлинить» шток поршня тормозного цилиндра на 3—35 мм. Длина резьбы рабочей пасти регулирующего винта 180 мм.