Содержание материала

Тормозные рычажные передачи шестиосных электровозов серии ЧС4, которые с 1965 г. нашли широкое применение на магистралях страны, оборудованы бескулисным регулятором хода штока тормозного цилиндра.
Схема тормозной рычажной передачи электровоза ЧС4 подобна схеме рычажной передачи электровоза ЧС2. Корпус регулятора размещается на тяге 2 (см. рис. 14) на месте расположения собачки 4 и толкателя 7 реечного регулятора.
Рассмотрим устройство и действие регулятора электровоза ЧС4 (рис. 15). В корпус 1 регулирующего механизма входит резьбовой конец винта 2, второй конец винта соединен с вертикальным рычагом. Корпус регулятора соединен со вторым вертикальным рычагом. На резьбовую часть винта надевается разрезная гайка 4, имеющая четыре сегмента, которые стянуты пружиной 3 браслетного типа, а для предупреждения взаимного осевого перемещения гайка снабжена кольцом 10. Упорная втулка 9 поджата пружиной 8 с помощью шипа 5 на эксцентрике 7 и соединена с ручкой 6 переключателя.
На конце резьбовой части винта надета втулка 11, которая обеспечивает нормальное продольное перемещение винта в направляющей защитной трубе 12. Бескулисный регулятор, так же как и реечный, снабжен корректирующим устройством, обеспечивающим равномерный отход тормозных колодок от поверхности катания в среднем на 12 мм.
Верхняя часть гайки 4 на рис. 15 показана в тормозном положении, а нижняя — при отпуске. Так, при торможении конуса четырех сегментов гайки входят в коническое седло корпуса 1, поэтому гайка надежно стопорится на винте и перемещается вместе с винтом. При отпуске тормоза все детали регулятора возвращаются в исходное положение, но так как выход штока тормозного цилиндра был больше нормы (вследствие износа тормозных колодок), происходит дальнейшее перемещение влево винта и гайки. Гайка выйдет из конического зацепления, браслетная пружина разжимается и винт скользит на несколько витков (на величину увеличения хода штока) влево, уменьшая свою длину. При последующем торможении ход штока тормозного цилиндра становится нормальным в пределах 60—120 мм.
Таким образом, бескулисный регулятор в отличии от реечного обеспечивает плавное автоматическое регулирование хода штока тормозного цилиндра.
Регулятор электровоза ЧС4
Рис. 15. Регулятор электровоза ЧС4
Для увеличения длины тормозной тяги при замене изношенных колодок необходимо повернуть ручку 6 переключателя на 120°, в результате чего происходит перемещение шипа и втулка, сжимая пружину 8, выводит из зацепления гайку 4 с конусом корпуса. Затем вручную увеличивают длину тяги, необходимую для замены тормозных колодок. По окончании смены колодок производится торможение и отпуск, после этого обеспечивается автоматическая регулировка хода штока тормозного цилиндра до оптимального размера (90 мм).