Содержание материала

Для уменьшения трудоемкости работы при ручном регулировании тормозных рычажных передач в эксплуатации необходимо применять рациональные схемы установки рычагов при новых тормозных колодках.
Для устранения дополнительной ручной регулировки рычажной передачи при износе тормозных колодок запас винта авторегулятора должен быть установлен максимальным, т. е. равным рабочей длине винта, которая определяется конструкцией авторегулятора. При постройке вагонов наружный вертикальный рычаг закрепляется обычно в среднем отверстии серьги, что сокращает число регулировочных отверстий. При таком монтаже авторегулятора запас рабочей длины регулирующего винта всегда меньше максимального и имеет значительный разброс.
Отклонение запаса винта от расчетного значения обусловлено системой допусков на отдельные элементы механической системы тормоза, тележки и вагона. Расчетами размерных цепей тормозной рычажной передачи методом предельного суммирования установлено, что при закреплении наружного вертикального рычага в среднем отверстии серьги запас винта может уменьшаться до 350 мм, т. е. на 225 мм. Такое значительное изменение длины регулирующего винта объясняется отклонениями расчетной длины элементов тормозной рычажной передачи (рычаги, тяги, распорные тяги и т. д.) и вагона (базы, тележки, колесных пар и т. д.), обусловленными системой допусков.
Расположение элементов рычажной передачи, обозначение и направление отсчета углов наклона рычагов приведены на рис. 18. Смещение рычагов, т. е. отклонение их от вертикали, происходит при износе колодок и изменении диаметра колес. Величины смещений рассчитываются для тормозной рычажной передачи с авторегулятором по формулам:
(16), где— отклонение рычага при новых колодках;
ΔК — величина износа тормозных колодок или уменьшения радиуса колес.
Углы поворота рычагов определяются из отношения
(17) где r — длина рычага (для вертикальных рычагов r=б+г, для горизонтальных r=б+а.
Изменение углов наклона рычагов с износом колодок при установке наружного вертикального рычага в среднем отверстии серьги (Лс = 177 мм) представлено на рис. 19.
Построение графиков и определение ограничений проводились с учетом приращения углов наклона рычагов за счет упругих деформаций при торможении, которые составляют: для наружного вертикального — 1°; для внутренних вертикальных рычагов — соответственно 1 и 6°; для заднего горизонтального — 7—-15°; для передних горизонтальных рычагов— 15—30°.
На графиках определены также величины износа тормозных колодок, при которых требуется ручная регулировка рычажной передачи для установки рычагов в пределах допустимых углов поворота их при торможении, которые не должны превышать 30°. Отклонение наружного вертикального рычага при полном износе колодок составляет всего 7°, поэтому на графике указанная величина не приводится.

Рис. 18. Схема тормозной рычажной передачи четырехосного грузового вагона
В процессе эксплуатации на запас регулирующего винта регулятора оказывает влияние только величина lς замыкающего звена тележки (рис. 20), т. е. расстояние между центром верхнего отверстия внутреннего вертикального рычага и центром пятника, увеличивающееся вследствие износа тормозных колодок и уменьшения диаметра колес.
Чтобы обеспечить постоянный максимальный запас регулирующего винта при новых колодках, следует устанавливать постоянным величину /а независимо от диаметра колес подкатываемых колесных пар и типа колодок. Регулировка тормоза тележки является универсальным средством обеспечения максимального запаса рабочей длины винта авторегулятора, если при новых колодках обеспечивается постоянная величина lς, что делает ее применимой и для вагонов, не оборудованных авторегуляторами.
Регулировка тормоза тележки при новых колодках производится изменением длины серьги Lc и распорной тяги Lp за счет имеющихся отверстий. Поэтому регулировка тормоза тележки имеет не плавный, а ступенчатый характер и расстояние /а может изменяться в определенных пределах при перестановке валиков. Переход при регулировке тормоза с перестановкой валика в серьге на одно деление изменяет lς на 50 мм; переход с перестановкой валика в распорной тяге на одно деление изменяет lς на 200 мм; переход с перестановкой валика в распорной тяге на одно деление и обратный переход с перестановкой валика в серьге на два деления изменяет lς на 100 мм.

Рис. 19. Изменение угла наклона рычагов при износе тормозных колодок с учетом принятых допусков Lс= 177 мм: 1 — при наибольшем предельном размере звеньев; 2 — при наименьшем размере; 3 — при наименьшем предельном размере

Рис. 20. Схема механической части тормоза тележки
За период равномерного износа колодок изменение углов наклона рычагов а составляет: для чугунных колодок Δα1= 7°; Δα2= — 43°; Δα3= Δα4= — 40; для композиционных колодок Δα1 — 5°; Δ α2 =—30°; Δα3—Δα4= — 27°.
Чтобы исключить ручную регулировку тормоза тележки и свести к минимуму ручную регулировку горизонтальных рычагов при износе колодок, углы наклона рычагов при новых прижатых колодках должны находиться в следующих пределах (независимо от диаметра колес): α2=19-30° и α3= 25—30°.
Величина угла наклона внутреннего вертикального рычага при износе тормозных колодок находится в допустимых пределах; величина угла наклона заднего горизонтального рычага превышает допустимые нормы, поэтому при износе чугунных колодок в эксплуатации при наличии авторегулятора может потребоваться одна перестановка заднего горизонтального рычага в следующее отверстие головки тяги с уменьшением ее длины на 90 мм.
Установка и регулировка тормозной рычажной передачи должны производиться при каждой подкатке колесных пар таким образом, чтобы исключить ручную регулировку рычажной передачи вагона с авторегулятором и ручную регулировку тормоза тележки при отсутствии авторегулятора до полного износа колодок в эксплуатации.

Порядок установки и регулировки рычажной передачи четырехосных вагонов.

При новых колодках установить тормоз каждой тележки(см. рис. 20) в зависимости от среднего диаметра колесв соответствии с табл. 3.
После установки тормоза тележки измерить расстояние от центра подпятника до центра верхнего отверстия вертикального рычага для прижатых колодок, которое должно быть в пределах 350—450 мм для случая закрепления вертикального рычага в наружном отверстии серьги (Lс=227 мм) или в пределах 350— -400 мм для случая закрепления вертикального рычага в промежуточных отверстиях серьги (Lс=127 и 177 мм).
Если расстояние lς  выходит за установленные пределы, произвести перестановку валиков тормоза тележки на следующий размер, обеспечивающий величину lς в указанных пределах.
После подкатки тележек под вагон и полной сборки рычажной передачи измерить запас регулирующего винта, который должен быть не менее 525 мм. При запасе винта менее 525 мм переставить валик в серьге тележки на 50 мм в наружную сторону.
При запасе винта менее 485 мм переставить валик на 90 мм :в головке тяги с соответствующим роспуском регулятора. При этом ход штока тормозного цилиндра должен находиться в пределах установленных норм, а рабочая длина авторегулятора составлять 525—575 мм.

Таблица 3

* В числителе — для тележек с базой 1850 мм, в знаменателе — с базой 1800 мм.

Порядок установки и регулировки рычажной передачи восьмиосных вагонов.

При новых композиционных колодках тормоз каждой двухосной тележки вагона установить по среднему диаметру колес, приведенному в табл. 4.
После установки двухосной тележки измерить расстояние 1%. от центра подпятника до центра верхнего отверстия вертикального рычага: для прижатых колодок, которое должно быть в пределах 350—420 мм., для случая закрепления вертикального рычага в наружном отверстии серьги Lc=350-390 мм, а для случая закрепления вертикального рычага в промежуточных отверстиях Lc = 260 или 305 мм.
Если указанное расстояние выходит за установленные пределы, следует произвести перестановку валиков тормоза тележки на следующий размер, изменяющий это расстояние на необходимую величину.   
Таблица 4


Средний диаметр колес тележки D, мм

Более
950

950—
935

935—
910

910—
895

895—
889

889—
860

860—
845

Менее
845

Установка серьги Lс, мм

260

305

350

260

305

350

260

305

Установка распорной тяги Lр, мм

950

1030

1110

После сборки рычажной передачи четырехосной тележки проверить расположение распределительного рычага для прижатых колодок. При отклонении распределительного рычага на угол более 15° от вертикали следует отрегулировать рычажную передачу перестановкой валиков в серьге или распорной тяге двухосных тележек.
При полностью собранной тормозной рычажной передаче вагона измерить запас регулирующего винта, который должен быть не менее 525 мм. При запасе винта менее 525 мм переставить валик в серьге тележек на 45 мм или в головке тяги.
При запасе винта менее 485 мм произвести перестановку валика в головке тяги на 90 мм (или на 70 мм перестановкой валика в распорке, если вертикальный рычаг был закреплен в крайнем отверстии серьги). Перестановку валиков на необходимую величину следует производить сразу у двух двухосных тележек; перестановка валика у одной тележки оказывает на запас винта вдвое меньшее влияние.
После установки рычажной передачи ход штока тормозного цилиндра должен находиться в пределах установленных норм, а рабочая длина авторегулятора составлять 500—575 мм. .
Для вагонов, не оборудованных авторегуляторами, установку и регулировку тормоза тележки производить по нормам, указанным в табл. 3. Установку горизонтальных рычагов производить в крайние отверстия головок тяг с обеспечением полного запаса регулировочных отверстий в головках при новых колодках. При износе колодок в эксплуатации уменьшение хода штока тормозного цилиндра производить перестановкой валиков в регулировочные отверстия головок тормозных тяг.