Содержание материала

БЕСКУЛИСНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ ОДНОСТОРОННЕГО ДЕЙСТВИЯ
Реечный регулятор электровоза ЧС2. На железнодорожных магистралях страны в большом количестве эксплуатируются пассажирские шестиосные электровозы серии ЧС2. Рычажная передача тележек этих электровозов оборудована авторегуляторами.


 


Схема тормозной рычажной передачи одной из двух тележек приведена на рис. 13. На каждой колесной паре имеется самостоятельная рычажная передача с одним тормозным цилиндром диаметром 12" и двумя реечными регуляторами 2 одностороннего действия (компенсаторами износа тормозных колодок). Таким образом, на каждой трехосной тележке установлены три тормозных цилиндра и шесть регуляторов рычажной передачи. Такая система тормозной рычажной передачи удобна для обслуживания и надежна в эксплуатации.
Рассмотрим устройство и действие реечного регулятора (рис. 14). Регулятор имеет рейку 3, приваренную к тормозной тяге 2. Собачка 4, пружина 6 и толкатель 7 заключены в корпус 5, полость которого защищена от пыли и грязи. К регулирующему устройству относятся также корректирующие планки 9, установленные на кронштейнах 10 и прижимаемые к ним пружинами 11. 

Рис. 13. Схема тормозной рычажной передачи ЧС2

Другой конец каждой корректирующей планки свободно насажен на валик 8 овальным отверстием, вследствие чего обеспечивается зазор между валиком и поверхностью отверстия планки при отпущенном тормозе, равный 7 мм.
При перемещении собачки 4 по зубчатой рейке 3 изменяется рабочая длина тормозной тяги 2, а следовательно, и величина хода поршня тормозного цилиндра.
Для увеличения длины тормозной тяги при замене изношенных колодок или при первоначальной регулировке хода поршня тормозного цилиндра необходимо приподнять собачку 4 с помощью толкателя 7 и вручную выдвинуть рейку 3 из корпуса, увеличивая длину. После смены колодок или по окончании регулировки величины хода поршня рейку 3 при необходимости следует вручную переместить в обратном направлении, уменьшив длину.
При нормальной величине хода поршня тормозного цилиндра (около 80 мм) вследствие наличия овальных отверстий в планках 9 в отпущенном состоянии тормоза обеспечивается отход тормозных колодок от поверхности катания колес примерно на 12 мм.
В процессе эксплуатации электровоза тормозные колодки изнашиваются и величина хода поршня тормозного цилиндра увеличивается. Когда ход поршня достигнет величины 128 мм, собачка 4 под действием пружины 1 переместится по рейке 3 на один зуб. При этом величина хода поршня в результате уменьшения рабочей длины тормозной тяги снова уменьшается до 80 мм. Таким образом автоматически восстанавливается первоначальная величина хода поршня тормозного цилиндра.
Регулятор электровоза ЧС2 прост по устройству, но имеет следующие недостатки. Стягивание рычажной передачи происходит только после того, как в результате износа тормозных колодок ход поршня цилиндра увеличится на 48 мм. Поэтому для электровоза ЧС2 эксплуатационная величина хода поршня тормозного цилиндра устанавливается в пределах 70—130 мм, тогда как другие типы регуляторов одностороннего действия поддерживают величину хода поршня практически постоянной. Кроме того, регулятор может затягивать рычажную передачу (уменьшать установленную величину зазоров между колодками и колесами, т. е. уменьшать нормальную величину хода поршня тормозного цилиндра), если пружина 1 имеет чрезмерно большое усилие. В инструкции по уходу в эксплуатации за электровозами ЧС2 сказано, что в этом случае следует сократить пружину 1 на несколько витков, т. е. ослабить ее.