5. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ
5.1. Значение и эффективность системы повышения квалификации на железнодорожном транспорте
В условиях перехода на новые метода хозяйствования, интенсификации работы транспорта успех его деятельности во многом определяется квалификацией работников любого уровня. Современное развитие науки и техники, научно-технический прогресс в отрасли требуют от каждого железнодорожника постоянного роста уровня его квалификации. Застой в этом важном вопросе в силу отсутствия возможностей, самоуспокоенности в скором времени приводит к существенным потерям как для самого человека, так и для дела, которое ему поручено. И если в ряде случаев они не заметны для самого себя и окружающих, то так или иначе сказываются на результатах труда, эффективности производства в целом и, что немаловажно, существенно влияют на дальнейший ход формирования кадровой траектории специалиста.
В то же время на железнодорожном транспорте среди специалистов еще немало лиц, чья квалификация неполностью отвечает современным требованиям. Например, это можно отнести к людям старшего возраста, давно окончившим вуз. Несмотря на богатый профессиональный опыт ветеранов, даже по их личным оценкам в ряде случаев приходится констатировать, что эффективность деятельности могла бы быть и выше. И резерв этого - в овладении современными методами и средствами работы.
Анализ результатов аттестации ряда работников аппарата МПС показал, что незнание современных методов исследований, последних достижений науки и техники, слабое владение вычислительной техникой отрицательно сказываются на всей деятельности руководителя и специалиста. Нельзя не учитывать и тот факт, что профессиональные знания многих квалифицированных специалистов существенно устарели. И это характерно не только для работников железнодорожного транспорта. В современных условиях информация почти во всех областях знаний стареет в течение 5+7 лет.
Подобное отставание приводит к определенной косности и нерешительности в работе, проявлению форм бюрократизма в отношениях, консерватизму во взглядах на все передовое и прогрессивное.
Причины этого - в отсутствии четких форм и методов повышения квалификации руководителей и специалистов, их нацеленности на конечный результат, несоответствии получаемой суммы знаний действительным потребностям человека, исходя из уровня его предыдущей подготовки, задач производства сегодняшнего дня и на перспективу, четкого определения роли и места, повышения квалификации как в структуре производства, так и в системе подготовки кадров.
Актуальность должного уровня повышения квалификации работников особенно возрастает по мере внедрения в производство достижений научно-технического прогресса. В условиях интенсивного внедрения на транспорте последних достижений науки и техники периоды старения профессиональных знаний и умений будут становиться все более короткими.
В ходе исследований, проведенных в 1987 г. в ВИНК МПС, было установлено около половины опрошенных специалистов считают, что знаний, полученных в условиях работы на предприятии, недостаточно для их успешной производственной деятельности. И это характерно не только для работников транспорта.
"Сейчас процесс обновления знаний необычайно ускорился. Обучение стало, по сути, делом всей жизни. Кто остановился - тот отстал. В наших условиях только через непрерывное обновление знаний специалистов, работающих в народном хозяйстве, может быть в полной мере задействован человеческий фактор".
Анализ кадровых траекторий целого ряда руководителей железнодорожных предприятий показал, что развитие кадровой траектории (имеется в виду продолжение должностного роста специалиста) в ряде случаев прекращается в необоснованно раннем возрасте, когда есть еще возможности дальнейшей карьеры. Обуславливается это прежде всего отсутствием или низкой эффективностью теоретической подготовки, ее несоответствием (отставанием) условиям дальнейшего роста.
Неслучайно по результатам исследования, проведенного в 1987/88 г. в ВИПК МПС, основной целью, которую ставили перед собой специалисты, направляясь на повышение квалификации, являлось: " получение знаний и навыков, необходимых для работы в новых условиях хозяйствования", "изучение опыта работы передовых предприятий", "обмен мнениями с коллегами по актуальным вопросам производства". В то же время нередки факты, когда должный уровень преподавания в ВИПК не дает ожидаемых результатов из-за пассивности самих слушателей.
Более детальное изучение причин недостаточной эффективности процесса повышения квалификации свидетельствует о серьезном значении такого фактора, как потеря интереса специалиста к обучению. Причины этого в общем случае определяются следующим:
человек не осознает необходимости в дальнейшем продвижении и по служебной лестнице , т.е. он не видит перспектив либо не планирует дальнейшего профессионального роста, одновременно считая, что его уровня знаний и интеллекта вполне достаточно для выполнения возложенных обязанностей;
человек не осознает необходимости повышения квалификации для дальнейшего продвижения по службе, ошибочно считая, что с имеющимся багажом знаний, опытом можно работать на любой должности;
отсутствуют условия для повышения квалификации, причин этому может быть несколько: это и недостаточный уровень системы подготовки, и организационные сложности, связанные, например, с невозможностью отрыва от производства или семьи, и другие факторы, в основном не зависящие от самого работника;
повышение квалификации не соответствует уровню должности и задачам производства, при этом работник теряет интерес к обучению, а, не находя в дальнейшем ответов на стоящие перед ним задачи, начинает думать, что всякое повышение квалификации только отрывает от дела и ничего не дает;
формы повышения квалификации не соответствуют личности, уровню развития и подготовки специалиста, его натуре. Для повышения квалификации вопрос особенно актуален ввиду того, что лица, занимающие одни и те же должности, имеют различный стаж, опыт, возраст, подготовку и т.п., а следовательно, содержание и фор мы, интересные и актуальные для одного, могут быть пройденным этапом для другого, и повышение квалификации в данном случае не обеспечит долгого эффекта.
Оценка значимости перечисленных факторов проведена экспертным методом, где в качестве экспертов были привлечены руководящие работники и специалисты дорог, отделений дорог и линейных предприятий. Результаты свидетельствуют, что все перечисленные факторы присущи и ряду работников железнодорожного транспорта. С учетом ранговых и балльных оценок, выставленных специалистами железнодорожного транспорта, факторы распределились следующим образом (табл.5.1.1).
Таблица 5.1.1.
Исследование причин, снижающих эффективность повышения квалификации
Наименование фактора | Ранги |
Нет необходимости в дальнейшем продвижении по служебной "лестнице" | 2 |
Нет необходимости повышения квалификации профессионального роста) для дальнейшего продвижения | 1 |
Отсутствуют условия для повышения квалификации | 5 |
Используемые формы повышения квалификации не соответствуют уровню и задачам производства | 3 |
Формы повышения квалификации не соответствуют личности, уровню его развития и подготовки, натуре | 4 |
В то же время совершенно очевидно, что каждая из перечисленных причин может быть преодолена (табл. 5.1.2). Эффективность преодоления будет определяться уровнем постановки работы кадровой службы отрасли в вопросах правильного определения кадровой траектории каждого специалиста и ее обеспечения, системой подготовки и переподготовки кадров в отрасли.
Определение, методика оценки и формирования кадровых траекторий приведены в разд. 4.1. Рассмотрим возможный арсенал методов и средств решения задач обеспечения кадровой траектории посредством повышения квалификации.
Одним из основных направлений является убеждение человека в необходимости и возможности его дальнейшего продвижения. И здесь не надо бояться переоценить личные способности каждого конкретного работника. Открытие перспектив, дальнейшего роста вселяет в человека уверенность, желание трудиться с максимальной отдачей, представляет собой важную форму активизации человеческого фактора.
Таблица 5.1.2
Основные направления обеспечения роста эффективности повышения квалификации
Основные причины низкой эффективности повышения квалификации | Пути обеспечения роста эффективности повышения квалификации |
Нет необходимости в дальнейшем продвижении по служебной "лестнице" | Убеждение человека в необходимости дальнейшего продвижения |
Нет необходимости повышения квалификации (профессионального роста) для дальнейшего продвижения | Убеждение человека в необходимости самосовершенствования |
Отсутствуют условия для повышения квалификации | Создание надлежащей базы повышения квалификации |
Используемые формы повышения квалификации не соответствуют уровню и задачам производства | Учет соответствия опыта и знаний задачам производства |
Формы повышения квалификации не соответствуют личности, уровню его развития и подготовки | Максимальный учет наклонностей и потребностей личности: администратор, ученый образование и кадровая траектория формирование групп по интересам, опыту, стажу и т.п. |
Для обеспечения этого необходимо повысить действенность кадрового резерва, шире использовать гласность при его формировании. Показать его реальность и осуществимость. С этой целью требуется усилить работу по формированию резерва и гласности снизу доверху, т.е. начальник, на которого есть резерв, должен быть сам в резерве на вышестоящую должность, если он перспективен по возрасту; к тому же резерв должен быть горячим, т.е. использоваться при любой возможности (отпуск, длительная командировка, повышение квалификации руководителя и т.п.).
Важное значение имеет убеждение человека в необходимости постоянного совершенствования, в том числе и посредством повышения своей квалификации, роста профессионального мастерства. При этом недостаточно лишь обеспечение прохождения повышения квалификации в приказном порядке. Надо сделать так, чтобы человек осознал необходимость повышения своей квалификации не только как условие дальнейшего должностного роста, а прежде всего как необходимую форму самосовершенствования, возможности увеличения эффективности личного вклада в результаты работы коллектива, основного условия идти в ногу с развитием производства и общества. Для достижения этого требуется постоянная пропаганда передового опыта, современных достижений науки и техники, встречи и беседы с вышестоящими руководителями, постановка конкретных задач совершенствования производства, развития, соответствующих форм социалистического соревнования, введение в практику системы временного замещения вышестоящей должности кандидатом из резерва.
Особое значение имеют вопросы производственной политики, определяющие роль, значение и место повышения квалификации вовсей структуре производства и управления. Не секрет, что отношение специалистов к повышению квалификации во многом зависит от того, как к этому относится вышестоящее руководство, непосредственные начальники. И если, к примеру, вместо главного инженера, который должен был повышать квалификацию , на курсы направляется какой-то другой, по причине того, что "на производстве есть дела поважнее", надеяться на соответствующее отношение к повышению квалификации нельзя.
Важно и то, как учитывается факт повышения квалификации в подразделении, организации, где работает специалист. Проведенные исследования данного вопроса в июне 1987 г. среди слушателей ВИПК МПС, в которых приняли участие работники кадровых служб управлений и отделений дорог, показали, что окончившие ВИПК поощряются крайне неудовлетворительно. Лишь 4 % опрошенных отметили случаи морального поощрения; примеров материального поощрения или продвижения по службе слушатели не знали, т.е. в стимулировании повышения квалификации работников последнее время допускались серьезные просчеты ввиду того, что упор делается лишь на силу приказа и личный энтузиазм. А этого явно недостаточно. Поэтому важным стимулом повышения квалификации, уровня ее прохождения и качества должна быть личная заинтересованность слушателя (моральная, материальная, административная) и соответствующая персональная ответственность.
Понятно, что в условиях самофинансирования вопрос этот непростой, но с далеко идущей перспективой. Ибо направляя специалиста на повышение квалификации, предприятие будет иметь
При четкой работе всех звеньев будет отдача, а следовательно, и эффект, который обеспечит соответствующие моральные и материальные стимулы прежде всего самого специалиста, а если смотреть дальше, то и предприятия, где он работает, и заведения, где повышал квалификацию, при использовании эффективных форм их взаимоотношений.
Большая роль в формировании у человека потребности в постоянном самосовершенствовании на основе обучения отводится формам базового образования (дошкольные учреждения, средняя общеобразовательная школа, ПТУ, средние специальные и высшие учебные заведения, аспирантура), которые должны прививать людям желание постоянного совершенствования, "научить учиться, создать устойчивую потребность и готовность к постоянному пополнению и обновлению знаний".
Вопрос для системы МПС актуальный и специфический в силу того, что все перечисленные учебные заведения железнодорожного профиля находятся в ведении министерства, и совершенствование их работы - это большой резерв роста эффективности всей системы подготовки и повышения квалификации.
системы непрерывного образования", которая должна обеспечивать не только уровень теоретической подготовки, а и комплексность, гибкость, представление широких возможностей для получения необходимых знаний. В современных условиях система образования должна "в значительно большей мере решать две главные задачи: вооружать основными знаниями и удовлетворять вновь возникающие конкретные потребности в дополнительных знаниях".
Создание такой системы - это отдельный большой вопрос, который решается в настоящее время в стране и будет иметь большое значение, в том числе и для железнодорожного транспорта. Однако его рассмотрение не входит в задачу данного учебного пособия.