Содержание материала

Для дальнейшего повышения эффективности работы транспорта в «Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы» намечено увеличить объем перевозок грузов в контейнерах и прежде всего в крупнотоннажных. Это обусловлено высокой эффективностью контейнерных перевозок — одного из наиболее прогрессивных способов транспортирования грузов.
Важным фактором развития контейнерных перевозок в девятой пятилетке явилось массовое внедрение крупнотоннажных контейнеров и существенное увеличение объема перевозок в международных сообщениях.
Техническая база контейнерных перевозок на железнодорожном транспорте — это комплекс средств и устройств, позволяющих обеспечить бесперегрузочную доставку грузов «от двери до двери». Она включает универсальные контейнеры различной грузоподъемности и вместимости, специализированный подвижной состав (вагоны, автомобили), грузоподъемную технику (краны, погрузчики и др.), контейнерные пункты (терминалы) для выполнения технологических операций, а также устройства и оборудование для подготовки и ремонта контейнеров.
На большинстве станций, открытых для переработки средне- и крупнотоннажных контейнеров, строятся терминалы с комплексом сооружений и устройств, обеспечивающих ускоренное выполнение грузовых и коммерческих операций. Значительно ускорены работы по реконструкции и строительству новых контейнерных пунктов с установкой на них кранов высокой производительности. Такие работы проводятся на 100 контейнерных площадках.
В девятой пятилетке парк универсальных контейнеров увеличился на 107 тыс. единиц, железным дорогам поставлено 12 тыс. большегрузных контейнеров, оборудовано современной перегрузочной техникой и открыто для производства операций с крупнотоннажными контейнерами 25 и находится в процессе строительства 27 механизированных комплексов. Разработаны и серийно изготовляются контейнеры нового улучшенного типа массой брутто 5 т, высокопроизводительные контейнерные краны грузоподъемностью 6,25 и 32 т, автоматические устройства для строповки среднетоннажных контейнеров, длиннобазные платформы-контейнеровозы и др.
Универсальные контейнеры для бестарной перевозки тарно-штучных грузов применяются на железных дорогах нашей страны с 1935 г. По мере развития материально-технической базы рос объем перевозок грузов в универсальных контейнерах. В последние годы получили широкое развитие перевозки грузов в контейнерах с участием других видов транспорта и в международных сообщениях. На многих промышленных предприятиях контейнеры стали важнейшим звеном технологического процесса производства и реализации продукции. Разработан и внедрен новый оптимальный сетевой план формирования вагонов с контейнерами; организовано комплексное транспортно-экспедиционное обслуживание отправителей и получателей грузов силами и средствами железных дорог на 361 станции.
На контейнерных пунктах внедряется прогрессивная технология с использованием электронной вычислительной техники, разработанная с учетом опыта работы коллективов контейнерных пунктов станций Кунцево II, Ленинград-Товарный-Витебский, Придача, Пенза IV, Степянка и др. На станции Кунцево II впервые на сети осуществляется автоматизированное управление работой контейнерного пункта, что позволило значительно ускорить переработку контейнеров, повысить производительность и улучшить условия труда рабочих.
В десятой пятилетке намечается завершить изъятие из парка всех старотипных среднетоннажных контейнеров, не пригодных для многоярусного складирования и механической строповки; снять с производства контейнеры массой брутто 2,5 (3 т); организовать серийный выпуск контейнеров массой брутто 5 т улучшенных конструкций. На контейнерных пунктах намечено установить 800 кранов типа КК-6, оборудованных устройствами для механической строповки контейнеров и свыше 120 кранов типа КК-20 и КК-32 для переработки контейнеров массой брутто 10—20 и 30 т, построить и ввести в эксплуатацию 80—90 механизированных комплексов для переработки крупнотоннажных контейнеров.
В перспективе намечается расширение производства универсальных и .специализированных контейнеров, пригодных для транспортирования скоропортящихся, жидких, сыпучих и других грузов со специфическими свойствами; открыть для переработки крупнотоннажных контейнеров дополнительно 150—200 станций; создать автоматизированную систему управления контейнерными перевозками на сети дорог.
Научные исследования и экономические изыскания, произведенные рядом плановых и научно-исследовательских организаций, а также отечественный и зарубежный опыт дают основания сделать вывод о том, что один из наиболее эффективных способов перевозки грузов — в контейнерах и пакетами — будет развиваться высокими темпами.