Содержание материала

В текущей пятилетке проводятся большие работы по усилению железнодорожного пути. На грузонапряженных магистралях и участках скоростного движения укладываются современные конструкции пути — бесстыковой путь, термически упроченные рельсы и железобетонные шпалы. Созданы новые стрелочные переводы с подвижным сердечником крестовины, позволяющие пропускать поезда с высокими скоростями.
За девятое пятилетие значительно изменились эксплуатационные условия работы железнодорожного пути. Средняя грузонапряженность брутто возросла примерно на 25%. Для освоения возрастающей грузонапряженности проведены значительные работы по усилению пути. Протяженность пути с термически упроченными рельсами увеличилась более чем на 20 тыс. км и достигла почти 40 тыс. км. Общая длина бесстыкового пути составила 37,3 тыс. км, железобетонные шпалы уложены на 40,7 тыс. км, 80% главных путей — на тяжелый балласт.
Уровень механизации путевых работ достиг 81,3% на капитальном, 68,1 — на среднем, 60,3 — на подъемочном ремонте и 35,2% — на текущем содержании.
Техническая перевооруженность путевого хозяйства позволила увеличить скорости движения грузовых поездов на полигоне 30 тыс. км, до 90 км/ч; повысить нагрузки на путь от осей локомотива до 25 т, вагонов до 22 т. Уменьшились задержки поездов при ремонтах пути, в частности, повышена скорость движения поездов после ремонта пути на участке работ и по соседнему пути во время ремонта до 60 км/ч; предусматривается увеличение межремонтных сроков основных путевых работ др 20%; продолжалось оснащение путевого- хозяйства машинами и механизмами. Конструкция ряда сложных машин доведена до промышленного освоения. В их числе щебнеочистительная машина типа ЩОМ-4 (рис. 9), путевой укладочный кран УК-25/18, рельсосварочная машина ПРСМ-3 (рис. 10), землеуборочная машина Балашенко, струг-снегоочистительная с гидроприводом и др.
Освоено производство комплексов машин и механизмов для сборки и разборки путевой решетки, а также новых конструкций стрелочных переводов, в том числе и для больших скоростей движения (с непрерывной поверхностью катания). Созданы, изготовляются и внедряются клееболтовые изолирующие стыки.
Разработана новая технология капитального ремонта пути в «большие» окна с концентрацией техники и рабочих формирований на участках работ. Создан комплексно-поточный метод ремонта рельсов на Юго-Западной и Донецкой железных дорогах. Практика работы железных дорог подтвердила целесообразность и хозяйственную значимость применения такой технологии в условиях большой частоты движения поездов.
Для выполнения работ по ремонту пути созданы цепочка высокопроизводительных машин: для балластировки пути и лечения земляного полотна; очистки щебня, подбивки пути и планировки щебня; укладки путевой решетки; транспортные средства: спецсостав для перевозки рельсовых плетей бесстыкового пути; грузовые дрезины ДГКу, АГМ, АСГ, АС-1, АС-1А; мотовозы ТГК, ТГК-2, МК-2/15; электросиловые установки; для очистки пути и уборки снега на станциях; контрольноизмерительная аппаратура, приборы и механизмы.
В связи с тем что грузонапряженность линий систематически возрастает; должна непрерывно проводиться работа по усилению всех элементов пути. Здесь важнейшими научно-техническими проблемами являются:
повышение эксплуатационной стойкости балластной призмы за счет ее омоноличивания или перехода на плитные железобетонные основания;
создание безболтовых рельсовых прикрепителей, устраняющих трудоемкую работу по подтягиванию гаек. Одновременно нужно повысить упругость всего узла прикрепления рельсов с тем, чтобы снизить жесткость железобетонного основания и повысить качество и погонный вес рельса и тем самым улучшить условия силовых взаимодействий пути с подвижным составом;
создание системы машин для выполнения работ по капитальному ремонту бесстыкового пути в один этап без применения инвентарных рельсов и на работах при текущем содержании пути;
дальнейшее повышение выработки в «окно» при капитальном ремонте пути за счет создания более совершенной технологии работ и применения новых машин и механизмов;
применение новых типов металлических (болтосварных) железобетонных (балочных преднапряженных и сквозных преднапряженных) пролетных строений мостов;
совершенствование конструкций мостового полотна, широкое применение безбалластного полотна на железобетонных плитах, научная и проектная проработка конструкций мостового полотна в виде ортотропной плиты;
дальнейшее улучшение конструкций предварительно-напряженных железобетонных пролетных строений, их конструктивных форм и технологии изготовления; выбор оптимальных типов арматурной стали, инертных материалов и цементов, рассчитанных на использование этих конструкций в условиях Севера;
совершенствование оборудования для сооружения русловых опор больших мостов, модернизация кессонного способа, который найдет применение в условиях БАМа;
разработка и внедрение эффективного оборудования и технологии для ремонта больших и средних мостов и особенно тоннелей.

Рис. 9. Щебнеочистительная машина ЩОМ-4

Путевая рельсосварочная машина ПРСМ-3
Рис. 10. Путевая рельсосварочная машина ПРСМ-3