Научно-технический прогресс создает условия для совершенствования организации всей эксплуатационной деятельности железных дорог, создания новых технологических процессов, активации творческой деятельности работников транспорта. Наиболее характерно это проявилось на опыте станции Люблино-Сортировочное Московской железной дороги, коллектив которой выступил инициатором наиболее эффективного использования транспортных средств и повышения производительности труда. Этот почин одобрен Центральным Комитетом КПСС и получил широкое распространение на многих станциях и в других коллективах транспорта.
Достижения коллектива станции Люблино — результат комплексного осуществления мероприятий по трем основным направлениям: совершенствование технологии работы, наращивание производственных мощностей, внедрение внутристанционного хозрасчета. Решающую роль в производственных успехах люблинцев сыграло социалистическое соревнование.
Активная творческая работа коллектива, рационализаторская деятельность новаторов привели к значительному улучшению технологического процесса на станции, к максимальному сокращению межоперационных интервалов.
Лауреаты Государственной премии составитель поездов Герой Социалистического Труда Η. Н. Харитонов, станционный диспетчер В. Н. Якушин, начальник станции В. Н. Донцов (ныне начальник Московско-Окружного отделения), инженерно-технические работники, новаторы производства нашли ряд технических решений, реализация которых обеспечила ускорение переработки вагонопотока, удешевление себестоимости, рост производительности труда, бесперебойный прием поездов. Широкое применение опыта станции Люблино на всех сортировочных станциях сети железных дорог позволило уменьшить простой транзитных вагонов с переработкой на 0,9 ч. Это высвободило ресурсы для дополнительных перевозок почти 50 млн. т грузов.
Опыт люблинцев, а также других передовых коллективов важен тем, что он основывается на научной организации труда как системе, позволяющей в результате инженерного анализа и расчета обосновать необходимость проведения конкретных организационных и технических мероприятий, направленных на повышение производительности и улучшение условий труда, снижение себестоимости продукции.
Опыт станции Люблино-Сортировочное и других коллективов отражает массовость научно-технического творчества, что является одной из характерных черт современного этапа научно-технического прогресса. Выполнение планов внедрения новой техники научной организации труда, комплексных программ повышения эффективности производства вовлекло в свою орбиту весь коллектив. Этот факт — примечательное социальное явление. Он отражает сочетание личной и коллективной заинтересованности тружеников стальных магистралей в ускорении научно-технического прогресса, в выполнении планов перевозок, повышении эффективности и качества работы.
На протяжении многих лет передовой опыт работников железнодорожного транспорта дополнялся новыми прогрессивными методами и приемами высокопроизводительного труда. Крупным шагом в совершенствовании технологии переработки вагонов явился метод диспетчерского руководства расформированием-формированием поездов, рожденный в Дебальцево. Сейчас он применяется на всех сортировочных, крупных участковых и грузовых станциях. Как и другие передовые методы и приемы, апробированные жизнью, он положен в основу действующего типового технологического процесса работы «фабрик маршрутов».
Диспетчерский метод оперативного управления находит поддержку и применение не только на станциях, но и в локомотивных депо, ПТО, в дистанциях пути и других подразделениях.
В последние годы особое значение придается повышению качества оперативного планирования работы станций на базе расчета поездообразования по данным предварительной информации с помощью ЭВМ. Опыт оперативного планирования работы и четкого взаимодействия всех станций узла, накопленный в Перми- Сортировочной, получил широкое распространение.
С созданием на станциях информационных центров, введением диспетчерского руководства расформированием-формированием поездов потребовалось коренным образом перестроить работы технических контор. На большинстве сортировочных станций созданы объединенные технические конторы, рождаются передовые приемы ускорения обработки документов, организуются передача и обработка больших потоков информации о прибывающих и отправленных поездах, создана система информационной телеграфной связи, обеспечивающая передачу телеграмм-натурок непосредственно между станциями формирования и расформирования поездов, находящихся одна от другой на расстоянии до 600—800 км. Тем самым на 4—6 ч и более повышается глубина информации, необходимая для планирования работы станций.
В вычислительных центрах дорог и непосредственно на станциях уже теперь рассчитывают по четырех-шестичасовым периодам планы поездообразования более чем для 50 крупнейших сортировочных станций. При этом телеграммы-натурки передаются с высокой точностью и являются надежной информацией.
Использование ЭВМ в значительной мере содействует сокращению сроков и улучшению качества планирования. Ближайшая перспектива — использование- устанавливаемых на сортировочных станциях ЭВМ для непосредственного управления технологическими операциями, ускорения их выполнения и сокращения затрат ручного труда. Так, на станциях Ленинград-Сортировочный-Московский, Орехово-Зуево ЭВМ используются для подготовки программ расформирования составов, номерного учета накопления вагонов и составления натурных листов. В Лянгасове, Горьком, Иркутске, Ярославле, Дарнице и др. ЭВМ «Наири» и ЕС1010 ведут автоматизированный учет накопления вагонов по назначениям плана формирования, оформляют натурные листы и готовят данные для станционного учета и отчетности. Выдаваемые ЭВМ перфоленты используются для передачи телеграмм-натурок в автоматизированном режиме. К тому же оформление натурных листов на ЭВМ завершается на 8—10 мин раньше, чем при ручном труде, а это способствует сокращению простоя сформированных составов.
Широкая автоматизация процессов управления с использованием ЭВМ создает необходимые условия для улучшения показателей эксплуатационной работы, повышения производительности и культуры труда станционников.
В последние годы идет интенсивное наращивание маршрутных перевозок. Сейчас более 45% грузов отправляется маршрутами. Средняя дальность их превышает 700 км. Большую роль в распространении маршрутизации сыграла созданная инженерами Белорусской железной дороги новая система организации отправительских маршрутов. Главное в ней — применение комплекса мер, направленных на концентрацию и укрупнение грузопотоков.
Передовой опыт Белорусской железной дороги не только нашел широкое распространение на сети железных дорог, но и творчески развивается. Разрабатываются новые технологические процессы, составляются специальные пособия, справочники, расчетные таблицы, схемы.
Распространяется и опыт Рижского узла. Технология его работы впитала в себя два передовых метода: систему Белорусской дороги по маршрутизации и метод Пермского отделения по организации работы в узле.
Широкое применение находит специализация расписаний для разборочных поездов — внедрение твердого графика их подвода к узлам. Чередование в графике прибытия разборочных и транзитных поездов на станцию позволяет добиться резкого сокращения простоя вагонов. Такие графики, впервые составленные на Пермском отделении Свердловской дороги, успешно применяются на многих дорогах. Важной особенностью их являются твердые графики обращения поездов с местными вагонами, подкрепленные расписаниями подачи и уборки вагонов с погрузочно-выгрузочных фронтов. Практика Московско-Смоленского отделения Московской железной дороги, Московского отделения Октябрьской и Башкирского отделения Куйбышевской железных дорог и др. подтвердила эффективность таких графиков.
Во всех отраслях железнодорожного хозяйства глубоко изучают опыт станции Люблино-Сортировочное. А существо его как раз и состоит в непрерывном совершенствовании техники и организации производства, благодаря чему повышается производительность труда, увеличивается объем и улучшается качество перевозок. Следуя примеру люблинцев, коллективы ряда механизированных дистанций — Ростовской-на-Дону, Жмеринской, Брестской, Свердловской, Воронежской, Брянской, Астраханской, Ровенской, Полтавской, Белгородской — создают комплексные смены и бригады, разрабатывают и внедряют единую технологию. Здесь нормой становится работа по технологическим картам и сетевым графикам, разработанным инженерами и техниками дистанций.
Брянская ОПМС-99 много лет производит капитальный ремонт машинами тяжелого типа, и все это время в коллективе кропотливо изыскивают пути экономии времени на укладку звеньев, повышения уровня механизации, увеличения выработки, работают по-люблински.
Инициатива люблинских железнодорожников, направленная на наиболее эффективное использование всех транспортных средств и повышение производительности труда, нашла широкую поддержку на предприятиях транспортной индустрии. На локомотиво- и вагоноремонтных заводах разрабатываются и осуществляются дополнительные организационно-технические меры для дальнейшего совершенствования технологии и организации производства на основе комплексной механизации и автоматизации трудоемких процессов и внедрения научной организации труда. В них нашло отражение все прогрессивное, что уже внедрено и дала ощутимые результаты на родственных предприятиях. В эстафету распространения люблинского опыта включались и другие предприятия.
Широкое применение передовых приемов в организации станционной работы, работы депо, дистанций и других подразделений, дальнейшее творческое их развитие позволяют полнее использовать глубинные резервы для освоения непрерывно возрастающего объема перевозок при высоких эксплуатационных показателях работы.