Содержание материала

На железнодорожном транспорте трудится большая армия специалистов, без которой невозможны были бы разработка и внедрение новой техники в тех огромных масштабах, которые осуществляются на железных дорогах.
В настоящее время железнодорожный транспорт располагает учебными и научно-исследовательскими институтами, в которых работает около 10 тыс. научных работников, в том числе более 300 докторов наук и более 3500 кандидатов наук. На предприятиях транспорта работает около 500 тыс. инженеров и техников. Непрерывно увеличиваются затраты на научные исследования, разработку и внедрение новой техники. В 1976 г. они составили около 25 млн. руб. Наука все более становится непосредственной производительной силой, укрепляя связи с производством. Ученые разрабатывают важные научно-технические проблемы, связанные с усилением материально-технической базы и совершенствованием организации работы железных дорог и предприятий транспорта.
Большое значение для освоения возрастающих перевозок и повышения эффективности производства имеют проведенные научными работниками исследования по усилению пропускной и провозной способности грузонапряженных направлений, развитию сети железных дорог, оптимальному размещению сортировочных станций, организации обращения объединенных грузовых поездов, совершенствованию пригородного движения в больших железнодорожных узлах, обеспечению движения пассажирских поездов со скоростью до 200 км/ч.
Дальнейшее развитие получили научные исследования, направленные на рациональное использование технических средств транспорта. Разработаны и внедрены в производство новые способы организации перевозочного процесса, более совершенная технология работы сортировочных и грузовых станций, эксплуатации локомотивного парка. Результаты исследований по указанным проблемам нашли отражение в комплексе мероприятий, содержащихся в решениях коллегии и приказах министра, заместителей министра и в других нормативных документах.
Учеными институтов ведутся работы по созданию более совершенного подвижного состава, устройств транспортной энергетики, автоматики, телемеханики и связи, разработке технических требований на новые локомотивы и вагоны, испытанию опытных образцов новой техники, в том числе предназначенной для Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, улучшению технологии ремонта подвижного состава.
Институтами выполнены исследования по повышению научного уровня планирования работы и развития железнодорожного транспорта, сокращению транспортных издержек в народном хозяйстве, эффективному использованию капитальных вложений, обеспечению роста производительности труда и снижению материальных затрат.
Проведенные совместно с управлениями МПС и железными дорогами исследования и эксперименты способствовали совершенствованию хозяйственной деятельности железных дорог, отделений дорог и линейных предприятий.
Большинство из этих исследований защищены авторскими свидетельствами и использованы в новых конструкциях создаваемых машин и оборудования для железнодорожного транспорта.
Наряду с выполняемыми научными исследованиями важное значение в ускорении научно-технического прогресса имеет проводимая Министерством путей сообщения работа по развитию рационализации и изобретательства, по повышению его эффективности. Новаторы железнодорожного транспорта, борясь за повышение роли открытий, изобретений и рационализаторских предложений в ускорении научно-технического прогресса, добились дальнейшего подъема технического творчества, широкого использования изобретений и рационализаторских предложений.
За годы девятой пятилетки по сравнению с восьмой экономия от использования изобретений возросла в 2,3 раза, а от внедрения рационализаторских предложений — в 1,5 раза и составила 521 млн. руб. В 1976 г. от использования 270 тыс. рационализаторских предложений и 760 изобретений получена экономия около 130 млн. руб.
Изобретатели и рационализаторы Московской железной дороги досрочно выполнили повышенные обязательства по достижению экономии от технического творчества в девятой пятилетке в сумме более 45 млн. руб. Хорошо работали железнодорожники бывшей Казахской, Юго-Западной, Южной, Октябрьской, Приднепровской, Свердловской, Западно-Сибирской и других магистралей.
В девятой пятилетке в Государственный реестр СССР от железнодорожников было внесено 1879 изобретений, что в 1,4 раза больше, чем в предыдущей. На железных дорогах и заводах было реализовано около 1260 тыс. рационализаторских предложений и свыше 3340 изобретений. В 1976 г. количество внедренных изобретений увеличилось по сравнению с 1975 г. на 20%.
Предприятиями в содружестве с учеными и конструкторами разработан и внедрен комплекс изобретений по автоматизации расформирования составов на сортировочных горках, что позволит значительно увеличить их перерабатывающую способность, снизить себестоимость переработки одного вагона.
Созданы и используются более 80 типов специальных машин и механизмов, ряд из которых по принципу действия и производительности превосходит новейшие машины, выпускаемые зарубежными фирмами. Полное оснащение путевых машинных станций и других ремонтных подразделений уже созданным комплексом путевых машин и применение современной технологии путевых работ по изобретениям И. Я. Туровского, И. Я. Блиндера, Л. Я. Малицкого и других позволяют в 2—3 раза сократить трудовые затраты на работы по ремонту пути, значительно увеличить пропускную способность железных дорог.
Широкое распространение на сети дорог получили изобретения по автоматизации и механизации трудоемких процессов ремонта вагонов и цистерн, созданные изобретателями Западно-Сибирской железной дороги, передвижные машины для ремонта кузовов полувагонов — изобретателей Донецкой железной дороги.
Использование передвижных машин для ремонта полувагонов, предложенных лауреатом Государственной премии УССР, заслуженным рационализатором республики Η. П. Волощенко и другими авторами, дает возможность ежегодно при ремонте вагонов получить экономию более 1 млн. руб.
В области локомотивного хозяйства широко используются изобретения, направленные на повышение веса составов, надежности и срока службы узлов и деталей локомотивов, обеспечивающих безопасность движения поездов и улучшение условий труда. Среди них электрический привод локомотива изобретателей ВосточноСибирской железной дороги, система управления автоматическими тормозами и режимом тяги подвижного состава изобретателей В. Г. Иноземцева и других, пластичная смазка для роликовых подшипников и др.
Большой эффект дает применение сварки кабелей многожильных проводов, контактного провода и рельсовых соединений методом взрыва. Метод этот предложили рационализаторы служб пути, сигнализации и связи, электрификации и энергетического хозяйства Юго-Западной дороги в содружестве с Институтом электросварки им. Е. О. Патона и ЦНИИ МПС.
Подобных примеров творческого подхода в решении вопросов ускорения научно-технического прогресса на транспорте можно привести очень много. Определяющим в развитии изобретательской и рационализаторской работы в настоящее время является поиск решений, направленных на улучшение использования подвижного состава, совершенствование технологии, повышение надежности работы агрегатов, машин и механизмов, качества и эффективности производства.
Изобретатели и рационализаторы, новаторы производства сети дорог приняли на себя новые высокие обязательства за счет использования в производстве изобретений и рационализаторских предложений внести в фонд десятой пятилетки не менее 550 млн. руб.
В 1978 г. в планах научно-исследовательских работ намечено использовать более 150 изобретений, в планах внедрения новой техники — более 260 изобретений и в планах по изобретательству — более 600 изобретений.
Важной составной частью работ по ускорению научно-технического прогресса являются проводимые мероприятия на транспорте по унификации и стандартизации изделий, регламентированных государственными стандартами единой системы технологической подготовки производства.
В последние годы проводились значительные мероприятия по разработке и внедрению новых прогрессивных стандартов на железнодорожном транспорте, по, повышению их научно-технического уровня и техникоэкономической эффективности. Только в 1976 г. Госстандартом СССР и Госстроем СССР утверждено 60 государственных стандартов в области техники железнодорожного транспорта, из которых 30 новых и 30 пересмотренных, отменены 10 устаревших стандартов и внесены изменения для обновления 33 действующих стандартов. Количество государственных стандартов в области техники железнодорожного транспорта ежегодно растет и достигло 610 в 1977 г.
Стандартизация и унификация способствуют разработке единых конструкторских решений для целого ряда машин, т. е. высокий уровень конструкторской преемственности изделий, сокращает сроки создания новых изделий, ведет к снижению трудоемкости изготовления узлов и механизмов.
В числе новых важных государственных стандартов, введенных в 1971—1977 гг. на железнодорожном транспорте, следует указать, например, уточненные нормы габаритов приближения строений и подвижного состава, рельсы тяжелого типа, термически упрочненные (объемнозакаленные) рельсы, железобетонные шпалы, балластные материалы для пути, износостойкие высо- комарганцевистые крестовины, вагонные роликоподшипники и роликовые буксы, упрочненные оси, тяговые электрические машины и аппараты, полупроводниковые кремниевые выпрямители, силовые масляные трансформаторы, опоры контактной сети, ряд узлов и деталей дизелей тепловозов.
На сети получает широкое распространение инициатива инженерно-технических работников Московской дороги, развернувших соревнование под девизом «Пятилетке эффективности — инженерный вклад». Соревнование направлено на ускорение научно-технического прогресса, на повышение творческой активности инженеров и техников, усиление роли инженеров в решении задач, связанных с выполнением заданий десято» пятилетки, повышением эффективности производства и качества выпускаемой продукции.
Инициаторами соревнования инженерно-технических работников под девизом «Пятилетке эффективности — инженерный вклад» выступили организации НТО Московско-Рязанского, Московско-Смоленского и Брянского отделений. Главным содержанием этого начинания является направленность труда инженеров и техников на повышение эффективности работы, вскрытие и использование имеющихся резервов, решение наиболее актуальных для производства технико-экономических задач. Тематика творческих планов разрабатывается правлениями районных НТО, советами первичных организаций и рекомендуется для разработки инженерам и техникам.
Важным фактором этого начинания является личный вклад каждого инженера и техника в решение задач, поставленных XXV съездом КПСС по повышению эффективности и качества труда специалистов. Одновременно повышается роль коллективных форм творчества, предусматривается принятие групповых творческих планов. При этом основное внимание сосредоточивается на осуществлении таких решений, которые могут быть выполнены в основном силами и средствами производства. Наконец, это начинание направлено на инженерное обеспечение, получившее одобрение и широкое распространение инициативы под девизом «Пятилетке качества — рабочую гарантию».