Содержание материала

Важнейшим условием повышения производительности труда, сокращения простоев вагонов, снижения затрат на перевозку и грузовые операции является внедрение комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ. В 1976 г. средствами механизированных дистанций погрузочно-разгрузочных работ на местах общего пользования станций переработано около 1 млрд. т грузов, в том числе с применением комплексной механизации около 800 млн. т. Уровень механизации погрузочноразгрузочных работ составил 93,5%, из них комплексной механизации — 90%.
В течение восьмой и девятой пятилеток на железных дорогах создавалась необходимая материальнотехническая и организационная база для освобождения отправителей и получателей грузов от выполнения своими силами погрузочно-разгрузочных работ на станциях и постепенной передачи значительной части этих работ железным дорогам.
За истекшие 10 лет количество машин, занятых на погрузочно-разгрузочных работах, возросло более чем в 2 раза, а производительность труда увеличилась с 8,6 тыс. т в год на одного работающего до 13,7 тыс. т. Широкое внедрение механизации переработки грузов на станциях позволило за 10 лет сэкономить на погрузочно-разгрузочных работах около 200 млн. руб. Доходы железных дорог от погрузочно-разгрузочных работ в прошлом году достигли 300 млн. руб.
Необходимость широкой механизации погрузочноразгрузочных работ, улучшения обслуживания отправителей и получателей грузов обусловила ускорение темпов развития грузового хозяйства железных дорог. За 10 лет в грузовое хозяйство вложено более 0,5 млрд. руб., за счет чего построено и реконструировано свыше 4,2 тыс. грузовых дворов, складов, контейнерных площадок, гаражей, мастерских, санитарно-бытовых помещений и др. Создана база для ремонта растущего парка погрузочно-разгрузочных машин.
Дальнейшее увеличение объемов переработки грузов и развитие механизации грузовых операций связаны с продолжением концентрации грузовой работы на меньшем числе станций, закрытием для выполнения грузовых операций малодеятельных станций и оснащением станций, на которые переносятся эти операции, машинами и устройствами для механизированной погрузки и выгрузки грузов.
Переход на схемы комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ требует усиления темпов развития пакетных и контейнерных перевозок.
Проблема развития пакетных перевозок в текущей пятилетке будет решаться двумя путями. Первый путь — это всемерное увеличение парка поддонов и внедрение поддонов новых конструкций, не требующих крепления на них пакетов; второй путь — пакетирование груза без поддонов или на поддонах разового применения и оборудование электрических погрузчиков различными захватами.
В текущей пятилетке предстоит завершить переход на схемы комплексной механизации при погрузке и выгрузке леса и лесоматериалов, кирпича, листового проката, труб, рельсов, балок и других массовых грузов. Будет внедрена типовая технология работы механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ, которая предусматривает организацию диспетчерского управления работой производственных участков, использование погрузочно-разгрузочных машин, усиление технологического контроля за всеми подразделениями дистанции. Особое внимание будет уделено согласованию технологических операций производственных участков с технологией работы станций, предприятий автомобильного транспорта и транспортно-экспедиционных организаций. В основу типового процесса работы дистанции положен опыт работы одесских транспортников по осуществлению слаженной работы различных видов транспорта в узлах.
Осуществление намеченных на 1976—1980 гг. крупных мер по дальнейшему развитию комплексной механизации и улучшению организации погрузочно-разгрузочных работ на станциях явится важным фактором совершенствования качества транспортного обслуживания народного хозяйства страны.
Одновременно будут решаться сложные социологические задачи по ликвидации ручного и тяжелого труда, применяемого еще на погрузочно-разгрузочных, ремонтных и некоторых других работах.