Содержание материала

Дисперсность частиц и температура коагуляции масел определялись в соответствии с описанной в главе I методикой. Для обеспечения безопасности и сокращения времени опытов степень нагрева была ограничена 300° С. При обработке опытных данных получают усеченные статистические распределения, к которым  нельзя применять обычное усреднение. В этом случае предусматривается построение интегральных кривых распределения, причем сравнения проводятся при медианном значении температур. Следует подчеркнуть, что если температура коагуляции является одним из основных факторов, определяющих интенсивность отложений при высоких температурах, то от диспергирующей способности, оцениваемой до порога свертывания, зависит состояние холодильников, фильтров, трубопроводов, картера и др. Результаты лабораторных анализов приведены на рис. 11, 12. Добавление 1 % сульфоната ПМСя увеличило температуру коагуляции стабилизированных по пробегу масел более чем на 60° С. Диспергирующая способность также существенно возросла (при анализе следует иметь в виду, что минимально возможная величина отношения D/d=1 и что с ее увеличением диспергирующая способность падает).


Рис. 11. Интегральное распределение величин температуры коагуляции работающих масел опытных и контрольных тепловозов (пробег 50—70 тыс. км):
1 — опытные тепловозы; 2 — контрольные

Рис. 12. Интегральное распределение величии (D/d)ср (диспергирующая способность масла при пробегах более 20 тыс. км):
1 — опытные тепловозы; 2 — контрольные

 Обращает на себя внимание высокая стабильность параметра (D/d)ср масел опытных локомотивов.
Представляет интерес связь температуры коагуляции с другими физико-химическими параметрами. Как отмечалось ранее (см. главу I), на температуру коагуляции существенное влияние оказывают протекающие в маслах окислительные процессы. Из графиков рис. 13 следует, что в период активного окисления и связанного с этим процессом значительного роста загрязненности более интенсивного, чем это следует из уравнения материального баланса (1), температура коагуляции снижается на 20—25° С. Стабилизация сопровождается ее ростом. Как показал анализ экспериментальных данных, наиболее химически-активные составляющие присадки ВНИИ НП-360, содержащиеся в масле М-14Б, являются наименее стабильными. Поэтому чем глубже срабатывание щелочности, тем выше температура коагуляции.
Из изложенного следует, что с добавлением 1% присадки ПМСя существенно улучшается состояние деталей дизеля. Это подтвердили результаты осмотров двигателей при ремонтах. Несмотря на хорошее качество топлива, применение масла улучшенного состава дало значительный эффект. Максимальная величина нагара в каналах охлаждения поршней снизилась с 2,3 до 1,5 г, уменьшилось количество отложений в выпускных окнах, улучшилось состояние маслосрезывающих колец (количество пригоревших колец уменьшилось в четыре раза), стал более чистым картер, интенсивность износа деталей снизилась па 20—30%.

Рис. 13. Зависимость температуры коагуляции присадки и загрязненности масла τ от пробега
В ранее проведенных исследованиях на моторной установке ИДМ по типовой методике при старении масла в течение 50 ч не отмечалось падения температуры коагуляции. Между тем, как показывает эксплуатация, исследуемый параметр с пробегом претерпевает изменения. Представлялось необходимым выяснить, может ли аналогичная закономерность быть получена в лабораторных условиях и как при этом меняются другие показатели. Для проверки были проведены дополнительные испытания на установке ИДМ продолжительностью 145 и 200 ч. Одновременно изучалось влияние собственно окислительных процессов на приборе ДК-2 с использованием методики, описанной в главе I. Из полученных данных (табл. 6) следует, что на температуру коагуляции существенное влияние оказывают протекающие в масле окислительные процессы.

Таблица 6