Содержание материала

Глава IV
ИСПЫТАНИЯ ПРИСАДОК К ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ВОДЕ ТЕПЛОВОЗНЫХ ДИЗЕЛЕЙ
Требования, предъявляемые к присадкам для охлаждающей воды дизелей
Одним из важнейших факторов обеспечения эксплуатационной надежности и повышения моторесурса тепловозных дизелей является качество охлаждающей жидкости. В тепловозных дизелях для охлаждения применяется вода, так как она обеспечивает наилучший отвод тепла при наименьших затратах. Для придания охлаждающей воде требуемых качеств в нее добавляют соответствующие присадки.
Основные требования, предъявляемые эксплуатационниками к присадкам для охлаждающей воды тепловозных дизелей:

  1. предохранение цилиндровой группы из черных и цветных металлов и других деталей, омываемых водой, от коррозии, кавитации и отложений, нарушающих теплопередачу;
  2. отсутствие отложений в секциях холодильников, ухудшающих теплообмен и увеличивающих время истечения;
  3. отсутствие коррозионного воздействия на припой водяных секций и водомасляных теплообменников;
  4. неагрессивность к резиновым соединениям и другим уплотняющим материалам;
  5. стабильность присадок в системе охлаждения дизеля, обеспечивающая возможность сохранения заданных пределов параметров воды (водорастворимые присадки) и стойкость эмульсии системы масловода (водоэмульсионные присадки);
  6. безвредность для обслуживающего персонала и возможность спуска охлаждающей жидкости в сточные воды (несложность нейтрализации примесей).

 На тепловозах сети дорог в качестве присадки к охлаждающей воде дизелей до 1965 г. применялась смесь хромпика, нитрита натрия и тринатрийфосфата. В связи с появлением у обслуживающего персонала заболеваний дерматитом, вызываемых хромпиком, это соединение было исключено из состава смеси для дизелей с блоками из черных металлов и временно оставлено только для конструкций с алюминиевыми блоками. Как показала практика, отказ от хромпика вызывал коррозионные и кавитационные повреждения деталей охлаждающей системы из алюминиевых сплавов и оловянисто-свинцового припоя. Отмечено было также некоторое усиление коррозии черных металлов и повышение числа случаев образования трещин у адаптерных отверстий втулок и рубашек дизелей Д100.

Эффективность хроматов обусловливается тем, что: 1) их защитные свойства сравнительно мало зависят от величины pH охлаждающей воды; 2) высокие окислительные свойства и способность хрома входить в состав защитной окисной пленки обеспечивают стабильную защиту, которая сохраняется длительное время при переносе металла в атмосферные условия; 3) хромпик одинаково пригоден для черных и цветных металлов.
Тем не менее из-за неблагоприятного физиологического воздействия хроматов на кожу человека и на загрязненность окружающей среды от применения их начинают везде постепенно отказываться.