Во время испытаний подшипники, коленчатые валы и вертикальные передачи эксплуатировались при средних значениях водородного показателя pH масел: 6,9 — у опытных и 6,3 — у контрольных локомотивов, что соответствует оптимуму. Вместе с тем, статистическое распределение величин отдельных замеров при работе на масле улучшенного состава благоприятнее (рис. 8).
Рис. 8. Интегральное распределение величин водородного показателя:
1 — опытные тепловозы; 2 — контрольные
Рис. 9. Интегральное распределение щелочных чисел картерных масел (пробег 50—70 тыс. км/ титрование до pH =4,0):
1 — опытные тепловозы; 2 — контрольные
У контрольных локомотивов в отдельных случаях наблюдались весьма низкие значения pH. Щелочные числа, полученные при титровании по ГОСТ 11362—65 до рН=4,0, стабилизировались у опытных и контрольных локомотивов на уровне 1,3 и 0,8 мг КОН/г. Добавление 1% присадки ПМСя повысило централизующую способность свежих масел на 30%, а работающих на 60%, т. е. оказалось весьма эффективным. Статистическое распределение полученных величин показано па рис. 9.
По приведенным в табл. 1 главы I нормам предельно допустимое щелочное число для масел группы Б при содержании серы в топливе до 0,35% равно 0,45 мг КОН/г. Таким образом, при пробегах тепловозов 50—70 тыс. км товарное масло М-14Б должно быть сменено у четверти всего парка локомотивов. В случае продления срока службы до 120—140 тыс. км потребуется дополнительная смена еще 20—25% масла. Для обеспечения длительной работы локомотивов без смены масла (в соответствии с рис. 9) достаточно поднять щелочность свежего масла на 0,5 мг КОН/г, что может быть достигнуто путем добавления 0,6% присадки ПМСя. Зафиксированный в экспериментах уровень нейтрализующей способности масла у опытных тепловозов позволяет перейти па браковочную норму для масел группы В. Согласно классификации моторных масел по ГОСТ 17479—72, форсированные дизели должны эксплуатироваться на маслах группы В2 или Г2; поэтому такой переход отвечает требованиям современной техники.
По ГОСТ 11362—65 титрование проводится до pH=4, однако в реальных условиях величина водородного показателя масел в картере, не говоря уже о зоне поршневых колец, иногда опускается ниже pH=4 [6]. Поэтому дополнительно масло титровали до pH=2. Ранее было показано [7], что для обеспечения нормальной работы поршневых колец должно быть выдержано неравенство
(2)
где Кп — показатель кислотности масляной пленки;
S — содержание серы в топливе, %;
qдол— интенсивность долива масла, в долях расхода топлива;
С2— щелочное число масла при титровании до pH=2, мг КОН/г.
Для выполнения неравенства (2) по условиям опытов щелочность при титровании до pH —2 должна быть не ниже 1,7 мг КОН/г. Это условие полностью выдерживалось у опытных локомотивов, а у контрольных иногда наблюдались более низкие значения нейтрализующей способности. В результате по данным микрометража Деталей и спектрального анализа масел интенсивность износа по железу у опытных локомотивов была на 20%, а по меди на 30% ниже по сравнению с контрольными.