Зарубежная практика и результаты предварительных исследований по подбору ингибиторов коррозии для систем охлаждения отечественных тепловозных дизелей позволили начать применение водоэмульсионных присадок, которые подобно хроматам пригодны для защиты любого металла, и присадки на основе силиката натрия.
Для защиты систем охлаждения судовых дизелей от коррозии в Советском Союзе была разработана водоэмульсионная присадка ВНИИ НП-1117 (МРТУ К38-1Г-6—68), которая до применения на тепловозах была с успехом использована на морском флоте [11].
Стендовые испытания присадки ВНИИ НИ-117, проведенные Коломенским тепловозостроительным заводом имени В. В. Куйбышева, заводом «Русский дизель», Всесоюзным научно-исследовательским дизельным институтам (ЦНИДИ), а также лабораторные и эксплуатационные испытания в ЦНИИ МПС на небольшом количестве дизелей основных серий тепловозов показали, что присадка ВНИИ НП-117 создает стабильные высокодисперсные эмульсии, которые обладают высокими противокоррозионными свойствами, повышает демпфирующую способность охлаждающей воды и защищает металл от кавитационного разрушения [12].
Положительные результаты опытного применения присадки ВНИИ НП-117, полученные в начале 1971 г., позволили широко внедрять ее на сети дорог. Однако вскоре после этого в ряде депо из-за расслаивания эмульсии появились случаи замасливания систем охлаждения, чего ранее при испытаниях на отдельных тепловозах не наблюдалось. Как выяснилось, ухудшение качества присадки было связано с заменой ряда компонентов, входящих в нее, и с некоторым изменением технологии изготовления при переходе от опытной партии к промышленному производству. Замена дефицитного сырья—асидола на талловое масло, произведенная по рекомендации ВНИИ ΗП, еще в большей степени увеличила нестабильность (расслаивание) эмульсии. Расслаивание эмульсии, т. е. появление масла в системе с присадкой ВНИИ НП-117, изготовленной на талловом масле и на асидоле, приводило к образованию повышенного количества отложений на нагретых поверхностях деталей дизеля, что вызывало аварийный выход из строя цилиндровых крышек дизелей 14Д40 тепловозов М62 и кожухов охлаждаемой части турбокомпрессоров дизелей 10Д100 тепловозов ТЭ10.
Расслаивание эмульсии резко повысило также преждевременный выход из строя резиновых уплотнителей.
Из-за этих недостатков с июля 1972 г. применение присадки ВНИИ НП-117 на сети дорог прекратилось. Всесоюзный научно- исследовательский институт по переработке нефти (ВНИИ НИ) проводит работы по восстановлению прежней технологии присадки, обеспечивающей ее стабильность при эксплуатации в транспортных дизелях. Изготовленная по новым техническим условиям (ТУ 38-101381—73) опытная партия присадки ВНИИ НП-117/Д успешно прошла длительные (4000 ч) испытания на стендах Коломенского тепловозостроительного завода.
В связи с ухудшением качества товарной водоэмульсионной присадки ВНИИ НИН 17 и запрещением широкой эксплуатации хроматов были проведены работы по подбору водорастворимых ингибиторов коррозии.