Содержание материала

Распределительные щиты в вагонах-ресторанах являются пультами управления электрического и холодильного оборудования. В связи с различным количеством потребителей электроэнергии, отличающихся по мощности и назначению, распределительные щиты вагонов-ресторанов без кондиционирования воздуха и с кондиционированием также отличаются количеством и расположением приборов.
Распределительный щит вагонов-ресторанов без кондиционирования воздуха и переоборудованных с льдосоляного на механическое охлаждение показан на рис. 17.
На этом щите смонтированы пакетные переключатели и выключатели, измерительные приборы, регуляторы громкости радио и сигнальные лампы.
Вольтметр и миллиамперметр показывают соответственно напряжение аккумуляторной батареи и ток нагрузки в сети люминесцентного освещения. Для измерения этих величии нажимают кнопки К и K1 рядом с этими приборами.
В нише большого коридора расположен дополнительный щит управления холодильных установок (рис. 18), на котором смонтированы два переключателя реле управления, пять переключателей для пуска компрессоров и другие приборы. Холодильные агрегаты 1, 3 и 5 включаются только от генератора. Агрегаты 2 и 4 при движении поезда работают от генератора, на стоянке — от аккумуляторной батареи.
Для проверки работы компрессоров в стационарных условиях предусмотрена испытательная кнопка, которая в пути следования должна быть запломбирована.

Рис. 17. Распределительный щит вагона-ресторана без кондиционирования воздуха

Распределительный щит вагона-ресторана без кондиционирования воздуха


Рис. 18. Дополнительный щит управления холодильными агрегатами вагонов-ресторанов без кондиционирования воздуха

Рис. 19. Распределительный щит вагонов-ресторанов с кондиционированием воздуха постройки до 1969 г.


Рис. 20. Распределительный щит вагонов-ресторанов с кондиционированием воздуха постройки после 1969 г.

Все электрические цепи холодильных установок защищены плавкими предохранителями.
Холодильные установки в вагонах-ресторанах без кондиционирования воздуха могут работать только при параллельной работе обоих генераторов мощностью 4,9 кВт. Для обеспечения параллельной работы на стабилизаторе напряжения предусмотрено вспомогательное реле. При отключении какого-либо генератора продолжает работать только 2-й и 4-й холодильные агрегаты. Сигнальная лампа сигнализирует о выключении генератора.
В вагонах-ресторанах с кондиционированием воздуха холодильные агрегаты получают питание от генератора напряжением 50 В. При движении вагона работают все 4 холодильных агрегата, а на стоянке и малой скорости — только 1-й и 4-й.
При длительных стоянках вагона холодильные агрегаты работают от стационарных источников питания через подвагонную контактную коробку заряда аккумуляторной батареи. Одновременно с работой холодильных агрегатов заряжается аккумуляторная батарея.
В вагонах-ресторанах с кондиционированием воздуха установлены распределительные щиты управления электрооборудованием и кондиционированием воздуха, холодильными агрегатами и контроля работы климатической установки.
Щит управления электрооборудованием устанавливается двух модификаций: в вагонах-ресторанах постройки до 1969 г. (рис. 19) и после 1969 г. (рис. 20). На щитах вагонов постройки до 1969 г. сосредоточены (см. рис. 19) все измерительные приборы, лампы сигнализации работы аппаратов, главный переключатель освещения, пакетные переключатели и выключатели люминесцентного освещения, установки кондиционирования воздуха и водяного отопления. Избирательный переключатель охлаждения установки кондиционирования воздуха имеет 7 позиций. Из них 1, 2, 3 фиксируют работу установки на ручном управлении без контроля температуры. Позиции 4, 5, 6 и 7 обеспечивают работу установки кондиционирования воздуха в автоматических режимах под контролем температуры ртутными контактными термометрами.
Переключатель климатической установки имеет нулевое положение и три рабочих: «Водяное отопление», «Электроотопление» для зимнего периода и «Охлаждение» для летнего периода.
Распределительный щит вагона-ресторана с кондиционированием воздуха постройки 1970 г. и позже показан на рис. 20. На щите добавлен ряд сигнальных ламп (срабатывания реле максимального и пониженного напряжения сетей 50 и 100 В; датчиков контроля нагрева роликоподшипников, замыкания цепей тока «плюс» и «минус» на корпус вагона), а также реле максимального напряжения и цепей сигнализации. Вместо пакетных переключателей включение и выключение потребителей электроэнергии осуществляется кнопками. Конструкция щита выполнена в виде цельнометаллического несгораемого шкафа.


Рис. 21. Распределительный щит управления холодильными агрегатами вагона-ресторана с кондиционированием воздуха

Распределительные щиты холодильных агрегатов (рис. 21) в вагонах-ресторанах с кондиционированием воздуха в зависимости от года постройки несколько различаются между собой. В вагонах, выпущенных после 1969 г., установлена лампа сигнализации реле минимального напряжения и изменены положения приборов включения холодильных агрегатов и испытательной кнопки. Принцип работы, обслуживание и включение холодильных агрегатов аналогичны щиту с пятью агрегатами (рис. 18).


Рис. 22. Распределительный щит кухонного оборудования:
1 — сигнальная панель; 2 —  розетка включения кухонной машины; 3 — штепсельная розетка на 50 В; 4 — выключатель кофеварки; 5 —  панель включения; 6 — выключатель местного аварийного освещения; 8 — выключатель кофесборника; 9 —  лампа кофесборника

При питании от стационарного источника напряжением 50 В с одновременной зарядкой аккумуляторной батареи можно включить на это время все агрегаты. При установке главного переключателя освещения на положение «1/2» или «1/1» агрегаты 3 или 4 могут работать в зависимости от положения многопозиционного переключателя (рис. 21).

В раздаточном отделении всех вагонов-ресторанов установлен распределительный щит кухонного оборудования (рис. 22).
В купе-буфетах специальных распределительных щитов не имеется. Около каждого потребителя электроэнергии предусмотрен пакетный переключатель или кнопочное управление с соответствующей защитой, если ее нет на общем распределительном щите вагона.