Содержание материала

Кузова.

Кузова вагонов-ресторанов1 выполнены такими же, как на купейных вагонах заводов ГДР.
В кузове (рис. 5) различают раму, боковые и торцовые стены, перегородки, крышу и пол 9. Рама состоит из поперечных балок 10, соединенных нижней обвязкой 11. В состав боковых стен входят стойки 12, 13, надоконный карниз 8, верхняя обвязка 6, гофры 7 и планка 5. Крыша выполнена из балок 1, дуг 2, стрингеров 3 и продольной обвязки 4.
В качестве термоизоляции в вагонах-ресторанах, выпускаемых до 1965 г., применялась мипора, обернутая в перфоль, а позже — гидрофобный пенистый полистирол. Между термоизоляцией и кузовом наносится противошумная мастика.
На раме вагона-ресторана аналогично всем пассажирским вагонам располагаются автосцепки и переходные площадки, называемые ударно-тяговым оборудованием.
Рычаг расцепного механизма автосцепки расположен сбоку вагона и позволяет быстро осуществлять сцепку и расцепку вагонов.
В вагонах-ресторанах применяются упругие переходные площадки с резиновыми суфле, обеспечивающими плотность соединений двух площадок и звукоизоляцию.

1 Здесь и далее все данные, относящиеся к конструкции вагонов-ресторанов, распространяются и на вагоны с купе-буфетами, если это особо не оговорено.

Кузов вагона-ресторана
Рис. 5. Кузов вагона-ресторана (в разрезе):.
1 — сплошная балка крыши; 2 — дуга; 3 —  стрингер; 4 — продольная обвязка крыши; 5 — планка; 6 — верхняя обвязка кузова; 7 — подоконный гофр; 8 — надоконный карниз; 9 — гофрированный пол; 10 — поперечная балка рамы; 11 — нижняя обвязка кузова; 12 — межоконная стойка; 13 — подоконная стойка I, II, III — узлы кузова

Окна и двери.

Окна вагонов-ресторанов выполняются с опускной рамой, в том числе и на вагонах-ресторанах с кондиционированием воздуха (четыре окна в салонах и по одному окну в кухне и раздаточной). В тамбуре со стороны кухни боковое окно открывается вверх с защитой в виде сетки. Все остальные окна в салонах, боковом коридоре, умывальнике, котельном отделении и тамбурах глухие (неоткрывающиеся).
Ручка окна
Рис. 6. Ручка окна: 1 — стопорный трехгранный винт; 2 — упор; 3 — ручка окна


Рис. 7. Положение стопорного трехгранного винта.

Окна открываются нажатием на нижнюю часть упора 2 (рис. 6), находящегося на ручке окна 3, и опусканием. Специальный трехгранный винт 1 на ручке не дает возможности открыть окно при положении «Закрыто» (рис. 7) и легко позволяет открыть его при положении «Открыто».
В кухне окно открывающееся, с сеткой (рис. 8). Положение сетки окна фиксируется крючком 2, а поднимается оно рукояткой 1. При опущенном положении сетка препятствует проникновению в кухню посторонних предметов.
Сетка кухонного окна
Рис. 8. Сетка кухонного окна: 1 — рукоятка; 2 — фиксирующий крючок; 3 — сетчатое окно; 4 — верхняя часть окна

При подготовке вагонов-ресторанов к работе в зимних условиях упор 2 на ручке окна 3 (рис. 6) фиксируется в положение «Закрыто», а трехгранные болты по обеим сторонам рамы затягиваются до предела.
При любом повреждении стекол, требующем их замены или ремонта подъемного механизма окна, работы производятся только в пунктах приписки или оборота вагона-ресторана.
Все двери вагонов-ресторанов стандартные и не отличаются от дверей обычных купейных вагонов. Дверные замки и запоры также применены типовые. При открывании и закрывании двери должны иметь легкий и бесшумный ход.
Во время движения тамбурные двери наружу должны быть закрытыми на трехгранные замки, а торцовые — открытыми для посетителей.

Тележки.

Кузов вагона-ресторана опирается на тележки ЦМВ через пятник, а боковые скользуны служат для опоры кузова при прохождении кривых участков пути. Тележки ЦМВ обеспечивают скорость движения до 120 км/ч.
В связи с повышением скоростей движения с 1958 по 1961 г. под вагоны-рестораны подкатывались тележки КВЗ-5 (максимальная скорость движения — 140 км/ч), а затем тележки КВЗ-ЦНИИ типа I или II, допускающие скорость движения 160 км/ч.
Нагрузка от кузова на тележки КВЗ-ЦНИИ передается через боковые скользуны постоянно, а не только при прохождении кривых участков пути. Это обеспечивает более плавный ход вагона. База тележки КВЗ- ЦНИИ снижена до 2400 мм. В вагонах-ресторанах без кондиционирования воздуха обе тележки являются генераторными.
Тележки КВЗ-ЦНИИ типа II подкатаны только под вагоны-рестораны с кондиционированием воздуха, так как тара этих вагонов в экипированном состоянии весит более 60 т (62 т).

Тормоза.

Во всех вагонах-ресторанах применены пневматические и электропневматические тормоза. Управление тормозами производится машинистом локомотива. Для экстренной остановки поезда в обоих тамбурах, салоне и большом коридоре вагона-ресторана установлены стоп-краны. Для приведения тормоза в действие необходимо ручку стоп-крана потянуть на себя и не возвращать в первоначальное положение до полной остановки поезда.
При заклинивании колесных пар отпуск тормоза производится поднятием вверх специальной ручки, установленной в салоне. Ручки стоп-кранов и отпуска тормоза всегда должны быть запломбированы. При пользовании этими ручками в пути следования директор вагона-ресторана должен сообщить об этом механику-бригадиру или начальнику поезда. По приезде на пункт приписки или оборота ставятся новые пломбы.