Содержание материала

ХОЛОДИЛЬНОЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Холодильное оборудование вагонов-ресторанов

В вагонах-ресторанах и купе-буфетах для хранения скоропортящихся продуктов применяются специальные холодильные емкости (шкафы, ванны и др.), в которых поддерживается температура, позволяющая сохранить продукты и сырье кондиционными в течение определенного срока. Эти емкости объединены в несколько холодильных групп, каждая из которых обслуживается самостоятельным компрессорно-конденсаторным агрегатом. Принцип действия этих агрегатов аналогичен установкам кондиционирования воздуха МАБ-II. Ввиду малой холодопроизводительности установок они более компактны и снабжены специальными испарителями. Количество холодильных групп, их параметры и назначение указаны в табл. VI. 1.
Холодильные группы вагона-ресторана с кондиционированием воздуха показаны на рис. 28.
Холодильная группа I (рис. 28) имеет холодопроизводительность 480 ккал/ч при температуре испарения —10° С и максимальной температуре окружающей среды 45° С.
Охлаждаемые емкости представлены двумя ваннами 9, 11 в кухне и камерой 14 для пищевого льда в раздаточном отделении. Одна ванна кухни (большая) используется для хранения мясных полуфабрикатов, другая —  для рыбных.
Стены внутри ванны теплоизолированы пенополистиролом и покрыты оцинкованной жестью. Крышки ванн также теплоизолированы, оборудованы прочными шарнирами для безопасности их открывания и снабжены замками. Ввиду того что температура в обеих ваннах одинакова, ТРВ установлен только один.
В раздаточной имеется камера для пищевого льда, где смонтированы специальные испарители 15 с четырьмя ванночками для намораживания пищевого льда. Разовое приготовление льда — около 3,2 кг. Компрессорно-конденсаторный агрегат 2,8 расположен под раздаточным столом, охлаждается воздухом, поступающим через отверстие, закрытое сеткой.

Таблица VI. 1

1 В числителе — расположение компрессорно-конденсаторного агрегата вагонов-ресторанов постройки 1961—1963 гг. В знаменателе — расположение агрегата вагонов-ресторанов постройки после 1964 г До 1961 г. устанавливались компрессорно-конденсаторные агрегаты типа 50Л, 71Л.

Продолжение


Рис. 28. Холодильные группы:
1 — 19 запорный вентиль ресивера; 2 — конденсатор; 3, 7 — запорный вентиль компрессора; 4 — маноконтроллер; 5 — прессостат; 6, 17 — тройник; 8 — компрессор; 9, 11 — ванна для полуфабрикатов; 10,12, 15 — испаритель; 13, 18 — терморегулирующий вентиль; 14 — камера для пищевого льда; 18 — фильтр-осушитель; 20 — ресивер; 21 — шкаф для гастрономических продуктов; 22 — шкаф для рыбной гастрономии; 23 —шкаф для молочнокислых продуктов; 24 — секция в буфете для напитков; 25 — низкотемпературный шкаф; 26 — подвагонный ящик; 27 — термостатический вентиль

Холодильная группа II (рис. 28) имеет расчетную холодопроизводительность 650 ккал/ч. Охлаждаемые емкости располагаются в кухне и в раздаточном отделении сверху над раздаточном окном.
Холодильный шкаф 21 в кухне предназначен для мясных гастрономических продуктов, сыров, творога и т д.
В шкафу имеются металлические полки с отверстиями для циркуляции холодного воздуха. Для хранения окороков, колбас предусмотрены крючья. На дно шкафа кладутся деревянные решетки. Шкаф теплоизолирован, внутренняя часть его покрыта оцинкованным железом. Четыре наружные дверцы шкафа теплоизолированы, защищены от проникновения воздуха уплотнениями из резиновой прокладки и имеют надежную арматуру и запоры. Испарители 10 в шкафу защищены ограждением, чтобы избежать соприкосновения с продуктами.
Для хранения рыбной гастрономии предусмотрен небольшой шкаф 22 в раздаточном отделении. В нем устанавливается потолочный испаритель 10, шкаф также теплоизолирован и имеет дверцы с уплотняющими прокладками. Учитывая, что шкаф расположен вверху, необходимо соблюдать все правила техники безопасности во время загрузки и разгрузки продуктов.
Компрессорно-конденсаторный агрегат установлен под холодильным шкафом в кухне, для охлаждения конденсатора предусмотрено жалюзи в полу.
В зимнее время при температуре наружного воздуха ниже —5° С жалюзи закрывается специальным щитом; при проведении технического осмотра бригаде вагона-ресторана должен выдаваться этот щит.
В холодильной группе III (рис. 28) с холодопроизводительностью 480 ккал/ч. находятся две охлаждаемые емкости: в раздаточном отделении — шкаф и в буфете — секция.
Шкаф 23 в раздаточном отделении также внутри покрыт оцинкованной жестью и теплоизолирован. Через отверстия в полках осуществляется воздухообмен.
Испарители ограждены от продуктов металлической решеткой. Дно шкафа выложено деревянными решетками. Шкаф используется для хранения молочнокислых продуктов и напитков. Секция 24 в буфете имеет дверцы, открываемые со стороны салона. Для хранения бутылок с напитками предусмотрены специальные гнезда. Запас напитков в секции — только для текущего обслуживания в течение рабочего дня.
Ввиду того что обе охлаждаемые емкости предназначены для хранения продуктов при разных температурах, группа имеет два ТРВ-13. Компрессорноконденсаторный агрегат охлаждается воздухом, поступающим через жалюзи в полу.
Три описанные холодильные группы одинаковы во всех вагонах-ресторанах независимо от года выпуска.
В холодильную группу IV (рис. 28) (в вагонах- ресторанах, выпускаемых' с 1964 г.) холодопроизводительностью 650 клал/ч входят охлаждаемые емкости в малом коридоре и подвагонные ящики в малом салоне.
Верхний холодильный шкаф 25 используется для хранения тех продуктов, которые требуются 1—2 раза в день и пополняют запас продуктов для текущей продажи. Шкаф теплоизолирован, покрыт изнутри оцинкованной жестью. Нижний шкаф используется для хранения быстрозамороженных блюд и полуфабрикатов. Температура в нем — 9-13° С.
Испарительные секции в шкафах имеют ТРВ, для создания в верхнем шкафу более высокой температуры используется термостатический дроссельный вентиль 27, в котором происходит регулировка потока фреона в испаритель, что дает возможность устанавливать два разных температурных режима.
В подвагонных ящиках 26 имеются аккумуляционные плиты 10, заполненные рассолом — раствором хлористого кальция или натрия, плиты увеличивают время поддержания низкой температуры в ящиках при отключенном компрессорно-конденсаторном агрегате.
Отключается агрегат в основном в вечернее время при включении на панели многопозиционного переключателя с режимами 3/4. В случае установки его на режим 3 будет работать агрегат № 3, на режиме 4 будет работать агрегат № 4. Применяется это переключение в целях экономии электроэнергии.
Компрессорно-конденсаторный агрегат охлаждается через отверстие ящика, в котором он помещается.

В вагонах-ресторанах, выпускаемых до 1964 г., холодильная группа IV состоит из двух охлаждаемых подвагонных ящиков (для хранения мяса и рыбы). Доступ к ним предусмотрен через люки большого коридора.
Испарители ящиков ограждены от продуктов, ТРВ для каждого ящика поставлены отдельно, так как температура в них разная. Люки открываются 1—2 раза в день для пополнения запаса продуктов текущего дня реализации, при этом соблюдаются правила безопасности. Компрессорно-конденсаторный агрегат располагается над потолком у входа в раздаточное отделение.
В этом вагоне-ресторане имеется и холодильная группа с охлаждаемыми подвагонными ящиками салонов. Эти ящики используются для хранения напитков. Доступ к ним разрешается только при соблюдении правил безопасности работы.
Во всех охлаждаемых объемах под испарителями устанавливаются поддоны для стока конденсата.
На длительных стоянках продукты можно хранить в охлаждаемых емкостях, которые обслуживаются агрегатами, работающими и от генератора, и от аккумуляторной батареи.
В вагонах-ресторанах выпуска 1957—1969 гг.— II и IV группы; 1970—1971 гг. — I и II; 1972 г. —  I и IV группы.
Эти изменения продиктованы необходимостью сохранить быстрозамороженные блюда и полуфабрикаты в течение рейса и длительных стоянок.
Все холодильные группы должны работать в автоматическом режиме. Для этого предусмотрено реле давления всасывания (прессостат), регулирующее температуру в охлаждаемых шкафах.
Контроль за величиной давления на линии нагнетания осуществляется регулятором избыточного давления — маноконтроллером, который отключает холодильную группу при давлении свыше 12 атм.
Нормальная работа компрессорно-конденсаторных агрегатов характеризуется ритмичным звуком без стука, отсутствием масляных пятен в местах соединения (наличие пятен свидетельствует об утечке фреона) и инея на трубопроводах. Ремни клиноременной передачи не провисают, а испаритель и ТРВ покрыты слабым налетом инея.

Загрузка (и выгрузка) продуктов в подвагонные ящики производится через люки, расположенные в полу вагона-ресторана. Шкаф и секции оборудованы полками. Загрузка охлаждаемых емкостей осуществляется в соответствии с правилами санитарного хранения и товарного соседства с учетом обеспечения циркуляции воздуха. Не допускается соприкосновение продуктов с испарителями и терморегулирующим вентилем. Запрещается загружать в холодильные шкафы и емкости продукты с температурой свыше 30° С, так как это вызывает образование так называемой «снеговой шубы», т. е. наледи на испарителях.

Холодильное оборудование купе-буфетов

Охлаждаемые шкафы в купе-буфетах вагонов
Рис. 29. Охлаждаемые шкафы в купе-буфетах вагонов, выпущенных в ПНР:
1,  3, 10, 15, 19 — испаритель; 2, 6 — терморегулирующий вентиль; 4 — верхнее отделение охлаждаемого шкафа; 5 — стеклянная витрина; 7 — полки для бутылок; 8 — буфетный стол; 9 — боковое отделение холодильного шкафа; 11, 14, 16, 17 — ванны для сбора конденсата; 12 — камеры для приготовления пищевого льда; 13 — ванны для приготовления пищевого льда; 18 — нижнее отделение холодильного шкафа

Купе-буфеты в вагонах, выпускаемых заводами ПНР, оборудованы холодильной установкой типа САФ-11 или САФ-17 холодопроизводительностью 1200 ккал/ч, которая охлаждает два шкафа: один предназначен для гастрономических продуктов, другой — для напитков (рис. 29).
В шкафу для гастрономических продуктов емкостью 1200 л, разделенном на две камеры 4 и 18, установлены четыре испарителя 1, 3, 15, 19 с терморегулирующим вентилем ТРВ-2 и поддонами 14, 16, 17. Температура в шкафу поддерживается от 2 до 4° С. Продукты размещаются на полках.
В боковом отделении 9 холодильного шкафа емкостью 600 л установлено два испарителя, соединенных параллельно и один ТРВ, поддерживающий температуру 8—10° С. В этом же шкафу имеются камера и ванны 12, 13 для приготовления пищевого льда.
Для хранения прохладительных напитков оборудованы полки 7.
Купе-буфеты вагонов, выпускаемых заводами ГДР, оборудованы двумя холодильными агрегатами ЭХ-1 и ЭХ-2: один для охлаждения подвагонного ящика, второй — для шкафа. Холодильный агрегат ЭХ-1 включается только в пути при работающем генераторе.
Перечень возможных неисправностей холодильных групп и рекомендации по их устранению приведены в табл. VI.2.

 Табл. VI.2


Признак неисправности

Возможные неисправности

Рекомендации по устранению

Температура в шкафах, секциях и подвагонных ящиках выше нормы

Двигатель компрессора не включается
Сработало тепловое реле
Снижение давления на линии всасывания
Испаритель покрыт влагой
Засорение фильтра на ресивере

Проверить предохранители на распределительном щите2
Восстановить требующийся температурный режим1
Проверить величину давления, при необходимости добавить фреон3
Проверить величину давления, при необходимости добавить фреон3
Заменить фильтр3

Компрессор не работает
Утечка фреона из термочувствительного патрона
Образование льда на ТРВ
Попадание постороннего предмета
Загрязнение конденсатора

Проверить положение вентилей на компрессоре2
Заменить ТРВ3
Заменить ТРВ3
Очистить фильтр2
Очистить конденсатор3

Недостаточно охлажден конденсатор
Утечка фреона

Увеличить доступ воздуха к конденсатору1
Устранить утечку, при необходимости пополнить систему фреоном2

Ослабление приводных ремней компрессора

Устранить ослабление или установить новые ремни3

Нарушение регулировки прессостата
Нарушение плотности прилегания дверей шкафов и секций

Отрегулировать прессостат3
Проверить состояние замков и уплотнение дверей, при необходимости отремонтировать3

1 Рекомендации выполняются директором вагона-ресторана в пути следования.
2 Рекомендации выполняются поездным электромонтером в пути следования.
3 Рекомендации выполняются в пунктах приписки или оборота вагона-ресторана по заявке директора и механика-бригадира поезда.