В вагонах-ресторанах в качестве основного освещения применяется люминесцентное, а аварийного — лампы накаливания.
Некоторые вагоны-рестораны первого выпуска освещаются только лампами накаливания.
Люминесцентное освещение работает от машинного преобразователя (умформера), расположенного под вагоном, который преобразовывает постоянный ток напряжением 50 В (вагоны-рестораны без кондиционирования воздуха) или 110 В (вагоны-рестораны с кондиционированием воздуха) в переменный ток напряжением 220 В частотой 425 Гц.
Таблица IV. 4
Помещения вагона-ресторана | Поверхности, к которым относятся нормы освещенности | Минимальная освещенность, Лк, при | |
люминесцентном освещении | лампами накаливания | ||
Салоны |
|
|
|
Столики обедающих | Плоскость столиков | 100 | 50 |
Витрина буфета | Вертикальная плоскость | 100 | 50 |
| по всей высоте витрины |
|
|
Буфет |
|
|
|
Сервировочный стол | Поверхность стола | 100 | 50 |
Раздаточное окно | Подоконник | 100 | 50 |
Кухня |
|
|
|
Плита | Поверхность плиты | 100 | 50 |
Разделочный стол | Поверхность стола | 100 | 50 |
Моечная | Поверхность мойки | 75 | 30 |
Умывальники | Пол | 75 | 30 |
Котельное отделение | Контрольные приборы | — | 30 |
Тамбуры | Пол | 50 | 20 |
Коридоры | Пол | 50 | 20 |
Вход в вагон | Ступеньки | __ | 10 |
Распределительные и другие | Аппараты |
| 30 |
электрощиты |
|
|
|
Таблица IV. 5
Освещение лампами накаливания производится постоянным током напряжением 50 В от генератора или аккумуляторной батареи через дополнительные регулятор и реле. Нормы освещенности помещений вагона- ресторана приведены в табл. IV.4.
В каждом светильнике помещено по одной люминесцентной лампе мощностью 20 Вт и одной лампе накаливания мощностью 25 Вт. В светильниках, где не предусмотрены люминесцентные лампы, находятся одна или две лампы накаливания мощностью 25 или 40 Вт.
Все светильники должны протираться и очищаться от загрязнений не рейсе двух раз в месяц. При очистке люминесцентных светильников нельзя протирать их влажной и ворсистой тряпкой. Запрещается установка в любых светильниках ламп повышенной мощности так как это может привести к пожару.
С целью экономии электроэнергии в ночное время при отсутствии посетителей в вагоне-ресторане включается дежурное освещение.
В кухне вагона-ресторана с кондиционированием воздуха установлены две специальные розетки на напряжение 110 В только для универсальной кухонной машины, а в вагонах-ресторанах без кондиционирования воздуха — розетки на напряжение 50 В. К цепям освещения относятся и штепсельные розетки в обоих салонах для подключения пылесоса напряжением 50 В.
Для удобства ремонта и эксплуатации вся сеть освещения в вагонах-ресторанах разбита на группы. В вагоне-ресторане без кондиционирования воздуха таких групп 10, а с кондиционированием воздуха — 8. Распределение цепей освещения по группам приведено в табл. IV.5.
При включении пакетного переключателя преобразователя люминесцентного освещения в положение «1/2» горит только половина люминесцентных светильников в обоих салонах. Положение этого переключателя «1/1» ведет к включению всех люминесцентных светильников.
Лампы накаливания включаются автоматически при выключении или выходе из строя люминесцентного освещения. Включение ламп накаливания осуществляется главным пакетным переключателем на распределительном щите. Купе-буфеты также оборудованы люминесцентным освещением и лампами накаливания.
Освещение в этих вагонах включается с распределительного щита служебного отделения.