Содержание материала

В вагонах-ресторанах для приготовления горячих блюд и напитков установлены огневая плита и электрическая кофеварка, в купе-буфетах — электрическая кофеварка и переносные сосисковарка и электроплитка.
Огневая плита вагона-ресторана имеет жарочную поверхность 0,7 м2, а с бортовой поверхностью — 1,1 м2. Основные части плиты и их назначение показаны на рис. 30. Жарочная поверхность состоит из чугунных плиток. Передняя стенка плиты, все рамы шкафов, дверок, сама плита и окантовка ее основания выполнены из алюминия.
В топке плиты имеются колосниковые решетки. Интенсивность горения регулируется при помощи поддувала, а при растопке — заслонкой с рычагом 18. Для обеспечения нормальной тяги служит дымоход с заслонками 17, 14. 

Рис. 30. Огневая плита:
1 — конфорка; 2 — жарочная поверхность; 3 — бортовая поверхность; 4 — поручень; 5, 8, 13 — тепловые шкафы; 6 — ящик для угля; 7, 12 — жарочные шкафы; 10 — дверца топки; 9, 11 — поддувало с зольником; 14 — рычаг заслонки бокового газохода; 15 —топка бойлера; 16 — рычаг заслонки газохода от плиты к бойлеру; 17 — рычаг заслонки общего газохода; 18 — рычаг заслонки верхнего газохода

Жарочные шкафы 7, 12 со стороны топки закрыты обмуровкой из огнеупорного кирпича. Днища тепловых шкафов 8, 13 выдвижные (для чистки газоходов).
С левой стороны плиты расположен бойлер, обогрев воды в котором производится специальной топкой 15 или теплом отходящих газов плиты через заслонку с рукояткой 16. Перед плитой проложена труба с отверстиями, из которых выходит воздух, образуя воздушную завесу. В качестве топлива в огневой плите используется каменный уголь и брикеты.

Рис. 31. Движение отходящих газов в огневой плите:
1 — боковые газоходы; 2 — общий газоход; 3 — газоход от плиты к водонагревателю; 4 — верхний газоход; 5 — топка; 6 — газоход за плитой

Растопка производится за 5—6 ч до начала работы сухими дровами. Как только дрова загорятся, загружают в топку уголь. При последующем добавлении топлива его равномерно распределяют по поверхности колосниковой решетки, предварительно отодвинув раскаленный уголь в обе стороны. В процессе эксплуатации не допускается перекаливания плиты. Дверцы топки и зольника необходимо держать закрытыми. Плита и дымоходы (газоходы) должны регулярно очищаться. Движение отходящих газов показано на рис. 31.
Для приготовления черного кофе в вагонах-ресторанах и в вагонах с купе-буфетами установлена электрическая кофеварка типа КМ-433 производительностью до 100 порций черного кофе в час (по 100 г). В вагонах-ресторанах кофеварка установлена в раздаточном отделении. В купе-буфетах она укреплена на стене в подсобном помещении.
Кофеварка состоит из сосуда для варки кофе 4, кофесборника 7, электрической и распределительной арматуры (рис. 32).


Рис. 32. Кофеварка:
1 — проходной вентиль; 2 — водоуказатель; 3 — заварочная арматура (прижимное кольцо с ручкой, ситом и фильтром); 4 — сосуд для варки кофе; 5 — спускной кран; 6 — корпус поплавковой камеры; 7 — кофесборник; 8 — спускной кран кофесборника; 9 — указатель уровня кофе; 10 — сигнальная лампочка

В днище кофеварки и кофесборника вмонтированы тэны (трубчатые электронагревательные элементы мощностью 1250 Вт). Кофеварка снабжается водой от системы холодного водоснабжения кухни.
Перед наполнением кофеварки водой включают кофеварку с распределительного щита выключателем  4 (рис. 22), при этом загорается сигнальная лампа 9. Включение допускается только при работающем генераторе. Чистая кофеварка заполняется холодной водой через проходной вентиль 1 до верхнего уровня указателя 2, при этом загорается сигнальная лампа 10 (рис. 32).
Молотый черный кофе засыпается в сито на увлажненный фильтр (заварочная арматура 3). Фильтровальная бумага заменяется перед каждой заваркой.
Принцип действия кофеварки основан на том, что заварка кофе осуществляется путем орошения слоя молотого кофе, находящегося на сетке фильтра, кипятком. При этом готовый напиток собирается и сохраняется в кофесборнике.
Для сохранения приготовленного кофе в горячем состоянии включают электрообогрев кофесборника выключателем 8 (рис. 22) на распределительном щите кухонного оборудования. При этом загорается лампа 9. Разбор кофе производится через кран 8 (рис. 32). Запрещается включать кофесборник при отсутствии в нем напитка.
В процессе работы фильтр может засориться (чаще при использовании вместо бумажного фильтра салфеток или марли или при плохом помоле кофе). При этом необходимо отключить тэны, дать возможность сконденсироваться пару в кофеварке и после снять заварочную арматуру для очистки фильтра. После работы кофе- сборник и заварочная арматура промываются, хромированные детали кофеварки протираются мягкой тряпкой.
Ремонт кофеварки производится в пунктах приписки вагонов-ресторанов (купе-буфетов). В купе-буфетах установлены: бойлер для получения горячей воды с температурой 70—80° С производительностью И л/ч, электрососисковарка производительностью 8 кг/ч, электроплитка мощностью 0,8 кВт.

Для облегчения труда работников кухни предполагается оборудовать вагоны-рестораны универсальной кухонной машиной отечественного производства типа ПУВР-0,4. 
Универсальная кухонная машина будет состоять из электродвигателя с редуктором и двух съемных механизмов — мясорубки и овощерезки, предназначенных для измельчения мяса и нарезки овощей. Предполагаемая производительность мясорубки — от 10 до 30 кг фарша в час, а овощерезка сможет нарезать 40—80 кг овощей в час. Электродвигатель универсальной кухонной машины будет работать только от подвагонного генератора.
Машину предполагается устанавливать в кухонном отделении рядом с моечной ванной и разделочным столом. Машина включается тумблером, установленным на ее корпусе, после включения тока на распределительном щите кухонного оборудования.
Установка и работа машины должна производиться с учетом требований пожарной безопасности и техники безопасности.