Содержание материала

  1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ВАГОНАХ-РЕСТОРАНАХ И КУПЕ-БУФЕТАХ

Классификация

В СССР на железных дорогах вагоны-рестораны начали эксплуатироваться в 30-х годах. Количество их в тот период было незначительным, и они курсировали в основном на Крымско-Кавказском и Дальневосточном направлениях.
В период с 1951 по 1957 г. эксплуатировались вагоны-рестораны заводов Германской Демократической Республики, созданные на базе цельнометаллических пассажирских вагонов, с льдосоляным охлаждением емкостей для хранения продуктов.
С 1957 г. заводами ГДР выпускаются вагоны-рестораны с механическим охлаждением емкостей (рис. 1). Техническая характеристика вагонов-ресторанов приведена в табл. 1.1.
В процессе строительства вагонов-ресторанов на основе эксплуатационного опыта совершенствовалось их оборудование. В салоне для пассажиров была смонтирована установка кондиционирования воздуха, на производстве — воздушная завеса. Применение установок кондиционирования воздуха привело к уменьшению количества холодильных агрегатов для хранения продуктов. Однако общий объем охлаждаемых емкостей уменьшился незначительно. Благодаря применению новых материалов, пластических масс, легкого металла, современного оборудования вагон-ресторан стал более комфортабельным, в то же время вес вагона снизился.

Общий вид вагона-ресторана
Рис. 1. Общий вид вагона-ресторана

Первые вагоны с купе-буфетами были построены в 1963—1966 гг. заводами ГДР. Буфет занимает три купе.
В 1962—1965 гг. на железные дороги поступили вагоны с буфетами, построенные на заводах Польской Народной Республики. Буфеты размещены в вагонах межобластного сообщения и отделяются от общего салона стойкой с витриной.

Планировка и размещение оборудования

Планировка и размещение оборудования в вагоне- ресторане (рис. 2) выполнены с учетом наибольших удобств для пассажиров, а также обслуживающего персонала.
Вагоны-рестораны имеют два тамбура 1, кухню 27, моечное отделение, раздаточную 31, салоны 4, большой и малый коридоры 29, 35, холодильный шкаф 3, котельное отделение 34, кладовую 33 и умывальник 2.
Боковые и торцевые двери тамбуров 1 оборудуются наружными и внутренними предохранительными решет-ками.
В тамбуре котельного отделения имеются два вертикальных ящика для угля 36, с кухонной стороны — аналогичные ящики: один — для угля 22, другой с полками для продуктов 21.
В потолке тамбуров расположены люки для осмотра оборудования.


Планировка вагона-ресторана
Рис. 2. Планировка вагона-ресторана

1 Вагоны с установками кондиционирования воздуха МАБ-2 выпускаются с 1955 г. До 1965 г. использовалась установка МАБ-1, которая в книге не рассматривается ввиду малого количества таких вагонов.

Таблица 1.1 Техническая характеристика вагонов-ресторанов


В кухне 27 расположены: огневая плита 26, холодильный шкаф для гастрономических продуктов 28, две моечные ванны 19, 20 с подводкой горячей и холодной воды для мойки продуктов охлаждаемые емкости 16, 17 под разделочными столами, стол для универсального кухонного привода 18, разделочный стол 15, раздаточный прилавок 14, бойлер для подогрева воды 25, ящик для хранения овощей 23, а вверху над ним —  шкаф для белья и кухонного инвентаря.
Моечное отделение, раздаточная 31 предназначены для мытья столовой посуды, получения официантами блюд с кухни и хранения некоторых продуктов. Здесь находятся: моечные ванны 11, 12, прилавок для получения блюд 14, шкаф для посуды и хлеба 30, кофеварка 13, холодильный шкаф для напитков 9, шкаф для стеклянной тары 10. Вверху над шкафом для посуды и хлеба оборудована охлаждаемая емкость для хранения рыбных продуктов, а внизу встроен льдогенератор.
В большом коридоре 29 размещены электрические распределительные щиты 32 и предусмотрено место для огнетушителя и аптечки 24.
Вагон-ресторан имеет два салона 4, разделенных перегородкой с овальной аркой. В них установлено двенадцать столиков 5 на 48 мест со стульями 6 и стол для кассового аппарата. В одном из салонов оборудован буфет с витринами 7, 8.

Планировка купе-буфета
Рис. 3. Планировка купе-буфета.

В котельном отделении 34 установлен котел водяного отопления. Вход предусмотрен из тамбура. Рядом с котельным отделением расположена кладовая 33. Загрузка продуктов производится через дверь, выходящую в малый коридор вагона. В умывальнике 2 раковина с подводкой холодной и горячей воды душ.
Планировка части вагона с купе-буфетом постройки заводов ГДР представлена на рис. 3. Буфетное отделение расположено со стороны, противоположной служебному, отделяется от остальной части вагона стеной с маятниковой дверью 8 и подразделяется на торговое 4 и подсобное 5 помещения.

Планировка купе-буфета вагонов
Рис. 4. Планировка купе-буфета вагонов, выпускаемых в ПНР: 1 — буфетная стойка; 2 — стулья; 3 — откидывающийся прилавок; 4 — шкаф- витрина; 5 — электромельница; 6 — кофеварка; 7 — шкаф для хранения спецодежды; 8 — стол производственный; 9 — электроплитка; 10 — моечная ванна; 11 — электрососисковарка; 12 — шкаф для установки холодильного агрегата; 13 — хлеборезка; 14 — холодильный шкаф

Стойка с витриной отделяет торговое помещение от коридора 7. Вход в торговое помещение только через подсобное. В буфетном отделении размещаются: кофеварка 6 с двумя колонками для приготовления кофе и чая, электрическая сосисковарка 3, водоподогреватель для мытья посуды, электроплитка 2, ванна с подводкой холодной и горячей воды и холодильные шкафы 1 с механическим охлаждением.
В подсобном помещении оборудованы два спальных места для отдыха обслуживающего персонала купе- буфета.
Планировка буфетного отделения вагонов межобластного сообщения постройки заводов Польской Народной Республики представлена на рис. 4.
Буфетное отделение таких вагонов отделено от салона только буфетной стойкой 1 с откидывающимся прилавком 3 и застекленным шкафом-витриной 4.

В буфете установлены: кофеварка 6 с электромельницей для помола кофе в зернах, шкаф для хранения спецодежды работников купе-буфета 7, электроплитка 9,      моечная ванна с подводкой холодной и горячей воды 10,     электрососисковарка 11, шкаф с механическим охлаждением 14. Для сбора мусора используется специальный контейнер с крышкой. Кроме того, имеются переносные стулья 2, регулируемые по высоте.