Материалы, применяемые в вагоностроении, и допускаемые напряжения
При выборе материалов для постройки вагонов и их деталей учитывают характер их загружения и влияние внешней среды, существенно влияющих на прочность и долговечность вагонов [25].
Коррозия и износ уменьшают размеры поперечных сечений деталей и понижают их прочность. Поэтому материалы, применяемые в вагоностроении, должны быть коррозионно- и износостойкими. Они должны удовлетворять условиям технологичности конструкции вагона при постройке и ремонте его.
При постройке вагонов широко применяются углеродистые и низколегированные стали. Для изготовления основных несущих элементов вагонов (рам тележек, хребтовых и шкворневых балок, каркаса и обшивки кузова) наибольшее применение имеет низколегированная сталь марки 09Г2Д, обладающая повышенной прочностью и коррозионной стойкостью. При постройке новых грузовых вагонов в десятой пятилетке будут использованы и низколегированные стали 10ХНДП и 10Г25Д.
Механические свойства основных марок стали, применяемой в современном вагоностроении, приведены в табл. 12.2.
Все больше будут применяться в вагоностроении алюминиевые сплавы с целью дальнейшего снижения тары, так как плотность этих сплавов в три раза меньше, чем у сталей, а механические характеристики сравнительно высокие и не меняются с понижением температуры. Алюминиевые сплавы, содержащие магний и марганец, обладают хорошей коррозионной стойкостью, технологичны, хорошо штампуются и свариваются. Для сплава АМГ6Т (нагартованного), содержащего до 6% магния, σt = 25O МПа, σΒ = 360 МПа.
Опыт применения алюминиевых сплавов при постройке вагонов показывает возможность существенного (на 30—45%) уменьшения их массы по сравнению со стальными, однако стоимость алюминиевых сплавов пока выше стоимости сталей.
Допускаемые напряжения в мегапаскалях для деталей вагонов, изготовленных из сталей и алюминиевых сплавов, приведены в табл. 12.3.
Дальнейшее снижение тары и улучшение эксплуатационных показателей вагона в будущем может быть достигнуто применением в вагоностроении полимерных материалов и пластмасс. В настоящее время полимеры используются преимущественно для внутреннего оборудования и отделки вагонов.
Хребтовые балки рамы вагона, стержни каркаса кузова и другие гибкие элементы вагона проверяют на прочность и на устойчивость. Наблюдающиеся разрушения некоторых элементов часто имеют вид усталостного разрушения. Поэтому наряду со статическими расчетами производят проверку прочности на усталость.
Таблица 12.2. Механические свойства стали, применяемой в вагоностроении
Марка стали | Предел текучести при растяжении, МПа | Предел прочности при растяжении, МПа | Предел выносливости гладкого образца при изгибе, МПа | Относительное удлинение, % | Ударная вязкость, МДж/м2 |
ВСтЗсп | 240 | 380—470 | 170 | 27—25 | >0,3 (при —20°С) |
09Г2Д | 310 | 450 | 210 | 21 | 0,4 (при —40°С) |
10ХНДП | 350 | 480 |
| 20 |
|
Таблица 12.3. Допускаемые напряжения для деталей вагонов
Элемент вагона | Расчетные режимы | Виды деформации | Сталь по ГОСТ 380—71, 1050—74, 6713-75 | Сталь марки 09Г2Д и прочнее | Стальные отливки по ГОСТ 977—75 | Алюминиевые | ||||||
Ст3, Ст20 М16С | Ст5 Ст30 | 15Л1 | 15Л11 | 35л1 | 35Л11 | АМг5М | АМг6М | ΛΜΚ | ||||
Хребтовая и шкворневая балки кузова и рамы | I | Растяжение, сжатие и изгиб | 0,9σ; |
| 0,85σt |
|
|
|
| 125 | 140 | 160 |
III | То же | 155 | — | 190 | _ |
| _ | _ | 90 | 100 | 110 | |
Срез | 95 | _ | 115 | _ | _ |
| _ | _ | _ |
| ||
Остальные | I | Растяжение, сжатие, изгиб | 0,90; | 0,90; | 0,85 σt | 160 | 165 | 175 | 180 | 130 | 145 | 165 |
III | То же | 165 | 185 | 200 | 135 | 135 | 150 | 155 | 95 | 110 | 200 | |
| Срез | 100 | 110 | 120 |
|
|
|
|
|
|
| |
Детали тележки, за исключением колесных пар | I | Растяжение, сжатие, изгиб | 0,90; | 0,9σt | 0,85 σt |
|
|
|
|
|
|
|
III | То же | 155 | 165 | 180 | 120 | 125 | 140 | 145 | — | — | — | |
Срез | 95 | 100 | 110 |
|
|
|
|
|
|
| ||
Смятие | 140 | 180 | 180 | 120 | 125 | 140 | 145 | — | — | ----------- -- | ||
Детали тормоза | 111 | Растяжение, сжатие, изгиб | 130 | 150 | 160 | 100 | 110 | 130 | 135 |
|
|
|
Срез | 80 | 90 | 100 |
|
|
|
|
|
|
| ||
Смятие | 110 | 130 | 140 | 95 | 100 | 120 | 125 |
|
| — |
Условия прочности элементов выражаются зависимостью
(12.27)
где σэ — эквивалентные напряжения; [σ] — допускаемые напряжения при растяжении и сжатии.
Для пластических материалов эквивалентные напряжения определяют по формулам энергетической теории прочности:
(12.28)
где σх и хх — нормальные и касательные напряжения при одноосном растяжении или сжатии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Мокршитский Е. И. История вагонною парка железных дорог СССР.—М.: Трансжелдориздат, 1949.
- Калмыков В. Г., Кузнецов А. Г. Вагоны промышленного транспорта. — М.: Транспорт, 1978.
- Логинов А. И., Ржавинский Б. А. Новые вагоны промышленного транспорта в СССР и за рубежом. — М.: Транспортное машиностроение, 1965.
- Вагоны/Под ред. Л. А. Шадура. — М.: Транспорт, 1973.
- Амелина А. А. Устройство и ремонт вагонных букс с роликовыми подшипниками. — М.: Транспорт, 1965.
- Грачева Л. О., Анисимов П. С. Конструктивные особенности и динамические качества тележки УВЗ-9м.—М.: Транспорт, 1966.
- Пути повышения эксплуатационной надежности деталей автосцепного устройства. — Труды ЦНИИ МПС.—М.: Транспорт, 1973, вып. 480.
- Бесценный В. И. Тенденция развития парка грузовых вагонов ЦНИИТЭИ МПС.— Вагоны и вагонное хозяйство, 1965, № 13.
- Т р у б а ч е в Ю. А., Дяченко Н. С., Стеринзат Я. М. Применение алюминиевых сплавов в вагоностроении. — М.: Транспортное машиностроение, 1976.
- Логинов А. И., Афанаскин Η. Е. Вагоны-самосвалы. — М.: Машиностроение, 1975.
- Большегрузные восьмиосные вагоны/Под ред. Л. А. Шадура. — М.: Транспорт, 1968.
- Иванов Н. И., Сергеев А. Н., Писанов Ю. В. Нефтебензиновая цистерна с увеличенным объемом котла. — Труды РИИЖТ. — М.: Транспорт, 1967, вып. 64.
- Нормы для расчетов на прочность и проектирование механической части новых и модернизированных вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм.— М.: Транспорт, 11971.
- Шевченко П. В. Расчет элементов колесных пар на прочность.—Труды ХИИТ.— М.: Транспорт, 1968, вып. 100.
- Грейф В. Н. Расчеты деталей машин на долговечность. — М.: Машгиз, 1956.
- Скиба И. Ф. Вагоны. — М.: Транспорт, 1979.
- Вагоны/Под ред. Л. А. Шадура и И. И. Челнокова.— М.: Транспорт, 1965.
- Челноков И. И., Гарбузов В. М., Кошелев В. А. и др. Анализ и классификация рессорного подвешивания тележек пассажирских вагонов.—Труды ЛИИЖТ.— Л.: 1965, вып. 237.
- Феодосьев В. И. Сопротивление материалов.— М.: Наука, 1967.
- Беляев Η. М. Сопротивление материалов.— М.: Госиздат, 1953.
- Рабинович И. М. Основы строительной механики стержневых систем. — М.: Госстройиздат, 1960.
- Расчет вагонов на прочность/Под ред. А. А. Попова. — М.: Трансжелдориздат, 1960.
- Д а р к о в А. В., Клейн Г. К·, Кузнецов В. И. и д р. Строительная механика.— М.: Высшая школа, 1976.
- Вагоны/Под ред. Л. Д. Кузьмича. — М.: Машиностроение, 1978.
- Ш е в ч е н к о П. В. Изгиб тонкостенных стержней замкнутого профиля вагонных конструкций (методические указания).— Харьков, изд. ХИИТ, 1976.
- Ш е в ч е н к о П. В. Свободное и стесненное кручение тонкостенных стержней замкнутого профиля вагонных конструкций. — Харьков, изд. ХИИТ, 1976.
- Ч и р к и н В. В. Совершенствование параметров грузовых вагонов США и Канады и структуры их парков. — В кн.: Железнодорожный транспорт за рубежом. ЦНИИТЭИ МПС. — М.: 1977, вып. 6.