Содержание материала

Основные элементы конструкций вагонов

Вагон — это транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов или пассажиров по рельсовым путям.
Все вагоны независимо от их назначения и конструкции состоят из ходовых частей, кузова, ударно-тяговых устройств и тормоза [5].
К ходовым частям относятся колесные пары, буксы, рессорное подвешивание и в целом тележки, являющиеся наиболее ответственными узлами, которые должны обеспечить безопасность движения вагона по рельсовому пути.
Кузов вагона предназначен для размещения в нем груза или пассажиров. Конструкция кузова зависит от типа вагона и его назначения. Основанием кузова является рама, состоящая из продольных и поперечных балок, жестко соединенных между собой. На раме размещаются ударно-тяговые устройства и часть тормозного оборудования. Рама через пятники опирается на подпятники тележек, а у нетележечных вагонов — на упругие элементы рессорного подвешивания.
Ударно-тяговые устройства служат для сцепления вагонов между собой и локомотивом, для восприятия, передачи и амортизации растягивающих и сжимающих усилий от локомотива, от одного вагона к другому и для удержания их на определенном расстоянии друг от друга. Ударно-тяговые устройства состоят из автосцепного устройства, выполняющего функции ударных и тяговых устройств.
Тормоз представляет собой устройство, с помощью которого создается искусственное сопротивление движению поезда или его остановка, а также для удержания его на месте.

Характеристика вагонного парка

Основным условием успешной работы магистрального и промышленного железнодорожного транспорта по выполнению государственных планов перевозок грузов является наличие соответствующего количественного и качественного состава вагонного парка.
Современный парк вагонов представляет собой большое многообразие типов и конструкций, обеспечивающих сохранность перевозимых грузов и защиту их от атмосферных осадков.
Рациональность конструкции вагонов и их технико-экономические показатели имеют большое значение, так как определяют провозную способность железных дорог, возможность широкого внедрения комплексной механизации и автоматизации при постройке, ремонте, эксплуатации вагонов и выполнении погрузочно-разгрузочных операций.
Вагонный парк промышленных предприятий состоит из вагонов общего назначения, используемых на магистральных железных дорогах Министерства путей сообщения, и специализированных грузовых вагонов различных типов и конструкций, предназначенных для эксплуатации на внутризаводских путях промышленных предприятий.
На металлургических заводах широко применяется так называемый технологический подвижной состав: трансферкары, чугуновозы, шлаковозы, коксотушительные вагоны, вагоны-весы, тележки для изложниц, мульд и другие транспортные агрегаты.
Надежность и долговечность конструкций вагонов, обеспечение безопасности движения — важнейшие требования к устройству и содержанию вагонов.