Типы транспортеров, особенности их конструкций
Железнодорожные транспортеры — это специальный вид подвижного состава, предназначенный для перевозки тяжеловесных, крупногабаритных и негабаритных грузов, которые нельзя разместить в обычных универсальных вагонах.
Рис. 7.27. Восьмиосный транспортер платформенного типа.
Номенклатура грузов, перевозимых на транспортерах, в основном представляет собой продукцию тяжелой промышленности.
По конструкции транспортеры можно разделить на платформенные, колодцеобразные, сцепные и сочлененные. Наиболее распространены транспортеры платформенного типа. Они имеют плоскую погрузочную площадку, поэтому иногда их называют транспортерами площадочного типа. Имеется несколько типов таких транспортеров грузоподъемностью от 55 до 230 т.
Восьмиосный транспортер платформенного типа грузоподъемностью 80 т (рис. 7. 27) предназначен для транспортировки крупногабаритных тяжеловесных грузов. Основным несущим элементом транспортера является главная балка 2, которая выполнена из стали марки ВСтЗ и имеет форму изогнутого бруса. Средняя опущенная часть 3 бруса служит погрузочной площадкой транспортера. Главная балка изготовлена из пяти сварных двутавров с полками 240X36 мм и вертикальной стенкой толщиной 14 мм, перекрытых сверху листом толщиной 14 мм. Снизу двутавры связаны поперечными диафрагмами. Главная балка через пятники опирается на две концевые балки 1, каждая из которых связывает две двухосные тележки.
В последнее время Попаснянским вагоноремонтным заводом выпускаются восьмиосные транспортеры грузоподъемностью 100 т. Удлиненная главная балка такого транспортера опирается через пятники на подпятники соединительных балок двух типовых четырехосных тележек. Таким образом, в конструкции транспортера концевые балки отсутствуют. Автосцепные устройства расположены в концевых частях главной балки.
В шестнадцатиосном транспортере платформенного типа грузоподъемностью 200 т (изготовитель — Ворошиловградский тепловозостроительный завод) главная балка через сферические пятники опирается на две концевые балки, каждая из которых, в свою очередь, через типовые плоские пятники связана с соединительными балками двух четырехосных тележек. В четырехосных транспортерах главная балка опирается непосредственно на надрессорные балки двухосных тележек.
Главные и концевые балки современных транспортеров изготавливаются из низколегированной стали марки 10Г2С1.
Транспортеры колодцеобразного типа применяют для перевозки грузов, имеющих большую высоту, и, в связи с этим, не пригодных для перевозки на платформенных транспортерах. К таким грузам относятся рабочие колеса гидротурбин, бандажи и обечайки цементных печей, маховики, планшайбы, станины блюмингов и т. д. На железных дорогах СССР эксплуатируются транспортеры колодцеобразного типа грузоподъемностью от 80 до 120 т.
Транспортеры сцепного типа грузоподъемностью 120 и 480 т предназначены для перевозки длинномерных (до 32 м при массе 120 т и до 50 м при массе 480 т) тяжеловесных грузов цилиндрической формы.
Двенадцатиосный транспортер грузоподъемностью 120 т состоит из трех секций: две концевые несущие четырехосные платформы грузоподъемностью 60 т каждая и промежуточная четырехосная платформа, служащая для увеличения длины и связи секций транспортера. Между собой секции соединены автосцепками локомотивного типа с короткими хвостовиками без поглощающих аппаратов. В случае перевозки грузов длиной менее 24 м промежуточная платформа из состава транспортера исключается. Ходовой частью транспортера служат шесть двухосных тележек типа ЦНИИ-ХЗ-0 со специальной надрессорной балкой, у которой опорная плоскость подпятника понижена на 141 мм.
Тридцатидвухосный транспортер грузоподъемностью 480 т представляет собой сцеп из двух секций. соединенных между собой автоемкостью.
Катковых опор на две концевые балки, каждая из которых опирается на две четырехосные тележки при помощи обычных пятниковых устройств и скользунов.
Транспортеры сочлененного типа отличает разъемность их главного несущего строения. Перевозимый груз подвешивают на специальных шарнирах между раздвигаемыми половинами транспортера, и он защемляется в них под действием силы тяжести. Следовательно, груз включается в несущую конструкцию транспортера. В связи с этим при проектировании грузов, предназначенных для перевозки на сочлененных транспортерах, прочность их корпусов необходимо рассчитывать с учетом усилий, действующих при транспортировании. На сочлененных транспортерах грузоподъемностью 220, 300 и 400 т перевозят мощные трансформаторы и статоры турбин.
Двадцатиосный транспортер сочлененного типа грузоподъемностью 300 т (рис. 7.28) состоит из двух консолей 3 ферменной конструкции, опирающихся посредством сферических пятников на две соединительные балки 2, каждая из которых через пятники связывает концевую 1 и промежуточную 6 балки. Концевая балка соединяет две двухосные тележки типа ЦНИИ-Х3-О, а промежуточная — две трехосные типа УВЗ-9м. В зоне сочленения консоли в нижней части имеются проушины 5 с отверстиями для валикового соединения перевозимого груза с транспортером, а в верхней — опорные места 4, между которыми защемляется груз. Соединительные валики диаметром 250 мм изготовлены из осевой стали.
Таблица 7.4. Основные технические характеристики транспортеров
| Тип транспортера | |||||||||
Параметр | Платформенный | Сцепной | Сочлененный | Колодце- | ||||||
Грузоподъемность, т | 52 | 62 | 100 | 200 | 120 | 480 | 220 | 300 | 400 | 120 |
Тара, т | 29,3 | 26,5 | 60,7 | 115,9 | 77,6 | 211 | 120 | 148 | 200 | 53,1 |
Число осей | 4 | 4 | 8 | 16 | 12 | 32 | 16 | 20 | 28 | 8 |
Нагрузка от оси на | 208 | 217 | 197 | 193 | 214 | 212 | 208 | 220 | 210 | 213 |
рельсы, кН(тс) | (21,3) | (22,1) | (20,1) | (19,7) | (21,8) | (21,6) | (21,2) | (22,4) | (21,4) | (21,7) |
База, мм: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в порожнем состоянии | 14 000 | 10 200 | 16 540 | 23 490 | 23 500 | 31 380 | 13 260 | 15 740 | 21 520 | 16 400 |
в груженом состоянии | 14 000 | 10 200 | 16 540 | 23 490 | 23 500 | 31 380 | 22300 | 27 000 | 35 500 | 16 400 |
Длина по осям сцепления автосцепок, мм: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в порожнем состоянии | 19 470 | 15 580 | 25 460 | 38 430 | 37 220 | 62760 | 28 050 | 33 520 | 44 040 | 24 950 |
в груженом состоянии | 19 470 | 15 580 | 25 460 | 38 430 | 37 220 | 62760 | 37 090 | 44 780 | 58 020 | 24 950 |
Максимальные размеры груза, мм: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
длина | 10 000 | 6000 | 8000 | 8500 | — | — | 9700 | 12 000 | 15 000 | 10 200 |
ширина | 2450 | 2400 | 2380 | 2270 | — | — | — | — | — | 2420 |
Габарит | 1-Т | 1-Т | 0-Т | 1-Т | 1-Т | 1-Т | 1-Т | 1-Т | Ί-Τ | 1-Т |
Рис. 7.28. Двадцатиосный транспортер сочлененного типа.
Транспортер оборудован съемной несущей балкой, которая может быть установлена между консолями в качестве опоры груза, не имеющего собственных проушин для сочленения. При движении транспортера в порожнем состоянии консоли соединяются специальными звеньями в зоне проушин. На соединительных балках установлено по два гидравлических домкрата грузоподъемностью 110 т каждый. Они предназначены для подъема консолей вместе с грузом. Все несущие элементы сочлененных транспортеров изготавливаются из углеродистой стали марки СтЗ спокойной плавки или из низколегированной стали марки 10Г2С1Д.
Общее число типосерий транспортеров различных лет постройки достигает пятидесяти. В табл. 7. 4 приведены технические характеристики отечественных транспортеров современной постройки.