Содержание материала

Глава 1 1 ГАБАРИТЫ
Назначение габаритов
Исходным для проектирования вагонов является габарит, в который должен вписываться вагон. Для обеспечения безопасности движения по рельсовому пути поперечные размеры вагонов не должны превышать определенных значений. Точно так же не должны приближаться к оси пути на расстояние, меньшее определенных значений, строения и путевые устройства.
Контур, ограничивающий наименьшие допускаемые размеры приближения строений и путевых устройств к оси пути, представляет собой габарит приближения строений.
Контур, ограничивающий наибольшие допускаемые размеры поперечного сечения подвижного состава на разной высоте их от уровня головок рельсов, определяет собой габарит подвижного состава.
Между габаритом подвижного состава и окружающим его габаритом приближения строений существует некоторый промежуток, обеспечивающий безопасность движения при смещении подвижного состава от оси пути и возможных сдвигах самого пути.
В России еще в 1860 г. почти с самого начала постройки железных дорог, впервые в мире были установлены единые габариты приближения строений и подвижного состава, обязательные для всех железных дорог с шириной колеи 1524 мм. Габариты русских железных дорог оказались настолько прогрессивными, что и до настоящего времени сохранили свои основные размеры. Для новых и реконструируемых дорог, сооружений и устройств установлены единые габариты приближения строений С и Сп, а также шесть габаритов подвижного состава, каждый из которых предназначен для проектирования вагонов и локомотивов.

Габариты подвижного состава:
Рис. 11.1. Габариты подвижного состава:
а ~ Т; б - 1-Т; в — 0-Т; г — 01-Т; д — 02-Т; е — 03-Т.

Габарит Т (рис. 11.1, а; на рис. 11.1 приведены основные размеры габаритов подвижного состава) предназначен для подвижного состава, допускаемого к обращению по отдельным замкнутым участкам реконструированных линий железных дорог СССР и Монгольской Народной Республики при расстоянии не менее 4100 мм между осями путей на прямых участках. По этому габариту проектируют вагоны электропоездов и иной подвижной состав для Байкало-Амурской магистрали и на других замкнутых маршрутах.
Чтобы обеспечить безопасность прохода вагонов около высоких платформ, расположенных на расстоянии 1725 мм: от оси пути, строительная ширина вагона на высоте от 330 до 1370 мм, считая от уровня головки рельса, не должна быть более 3250 мм.
Габарит 1-Т (рис. 11.1, б) предназначен для подвижного состава, допускаемого к обращению по всей сети железных дорог СССР и МНР. По этому габариту вагоны могут проектироваться только в том случае, когда их не удается вписать в габарит 0-Т. Строительная ширина вагона на высоте от 330 до 1270 мм, считая от уровня головки рельса, не должна быть более 3250 мм.
Габарит 0-Т (рис. 11.1, в) предназначен для подвижного состава, допускаемого к обращению как по сети железных дорог СССР и МНР колеи 1520 мм, так и по отдельным реконструированным участкам магистральных линий железных дорог ОСЖД колен 1435 мм. По этому габариту проектируют некоторые типы крытых вагонов и полувагонов, все типы пассажирских вагонов железных дорог СССР общего назначения, изотермические вагоны. Для обеспечения безопасности движения вагонов около высоких платформ железных дорог колеи 1435 мм, расположенных на расстоянии 1700 мм от оси пути, строительная ширина вагона на высоте от 430 до 1250 мм, считая от уровня головки рельса, не должна быть более 3250 мм.
Габарит 01-Т (рис. 11.1, г) предназначен для подвижного состава, допускаемого к обращению как по сети железных дорог СССР колеи 1520 мм, так и по основным линиям железных дорог участниц ОСЖД колеи 1435 мм. По этому габариту проектируют крытые грузовые вагоны, а также некоторые типы пассажирских вагонов, предназначенных для международного сообщения в пределах всех железных дорог стран — участниц ОСЖД. Чтобы обеспечить проход по участкам линий железных дорог колеи 1435 мм, где еще сохранилось расстояние между осями, равное 3500 мм, ширина вагона, проектируемого по данному габариту, в любом поперечном сечении, впредь до специального указания МПС, не должна быть более 3150 мм. Вагоны, построенные по этому габариту, могут проходить практически почти по всем линиям стран —участниц ОСЖД.
Габарит 02-Т (рис. 11,1, б) предназначен для подвижного состава, допускаемого к обращению как по сети железных дорог СССР колеи 1520 мм, так и по всем линиям железных дорог участниц ОСЖД и железных дорог ряда других стран Европы колеи 1435 мм. По этому габариту проектируются цистерны, платформы и некоторые типы крытых вагонов, а также пассажирские вагоны, предназначенные для международного сообщения.
Габарит 03-Т (рис. 11.1, е) является международным и предназначен для подвижного состава, допускаемого к обращению как по железным дорогам СССР колеи 1520 мм, так и по железным дорогам колеи 1435 мм всех европейских и азиатских государств.

Рис. 11.2. Габариты подвижного состава в нижней части:
а — Т, 1-Т; б —0-Т, 01 -Т, 02-Т; в— Х03-Т.
По этому габариту проектируют только отдельные типы платформ, а также небольшое число пассажирских вагонов, предназначенных для обращения на международных линиях.
Таким образом, основными габаритами, в которые должны вписываться вновь строящиеся вагоны грузового и пассажирского парков на ближайшую перспективу, являются габариты Т, 1-Т, 0-Т, 01-Т.
Практика международных перевозок показывает, что четырехосные полувагоны, платформы и цистерны используются для перевозки грузов по железным дорогам колеи 1435 мм с перестановкой на другие тележки, поэтому они должны вписываться в габарит 0-Т или 01-Т. В то же время шести- и восьмиосные вагоны не предполагается в ближайшее время использовать на железных дорогах колеи 1435 мм, поэтому они могут вписываться в габариты Т и 1-Т, позволяющие иметь сравнительно большой погрузочный объем.

Все габариты подвижного состава в нижней части включают три контура (рис. 11.2):
первый — для вагонов, проходящих через механизированные сортировочные горки при любом положении вагонного замедлителя (правые части рисунка);
второй — для вагонов, проходящих через механизированные сортировочные горки при расторможенном положении (левые части рисунка);
третий — для вагонов, не проходящих сортировочные горки (линия нижнего очертания в этом случае по всей ширине проходит на высоте 65 мм над уровнем верха головок рельсов).
По первому из этих контуров проектируются все грузовые вагоны и по возможности пассажирские вагоны; по второму — все типы пассажирских вагонов, если вписывание их ходовых частей в первый контур связано с удорожанием или ухудшением эксплуатационных характеристик; по третьему контуру вагоны, как правило, не строятся.
В нижней части габаритов имеются три линии: сплошная — для обрессоренные частей кузова; штриховая — для обрессоренной рамы тележки и укрепленных на ней частей; штрих- пунктирная — для необрессоренных частей вагона. В скобках указаны размеры габаритов, применяемые в осжд.