ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
Как уже указывалось, началу испытаний предшествует детальное обследование объектов испытаний (экипажей, участков пути) и определение необходимых в испытаниях характеристик этих объектов. После установки всех приборов на экипажах для регистрации динамических процессов формируется опытный поезд для поездок его по короткому участку пути (полигону). В состав этого поезда включают все намеченные к испытаниям экипажи и один или несколько экипажей, уже проходивших ранее комплексные динамические и путевые испытания. Это делается для того, чтобы при анализе экспериментальных материалов легче было сопоставлять динамические параметры новых и уже известных экипажей.
В этот же состав поезда включается один или несколько вагонов-лабораторий (в зависимости от количества опытных экипажей в поезде и объема регистрируемых параметров). Впереди и сзади этого поезда ставят локомотивы, способные обеспечивать движение опытного поезда со скоростями, на 10—15% превосходящими конструкционные скорости опытных экипажей.
Одновременная постановка локомотивов в голове и хвосте опытного поезда диктуется тем, что в интересах сокращения сроков работ такой поезд по полигону совершает поездки с заданными скоростями вперед и назад (челноком). Когда поезд окончательно сформирован и работа всех измерительных схем проверена, он выезжает на полигон и совершает пробные поездки с постепенным увеличением скоростей движения до максимальной, установленной программой. Любое повышение скорости разрешается после экспресс-анализа результатов основных динамических замеров на более низких скоростях.
В этих поездках устанавливаются зоны, в которых на рельсы действуют максимальные динамические силы или наблюдается наиболее неблагоприятное сочетание этих сил. Затем окончательно определяют места установки приборов, регистрирующих динамические показатели пути; после этого начинаются регулярные опытные поездки этого поезда по опытному короткому участку пути, оборудованному приборами.
Весь диапазон намеченных в опытах скоростей движения разбивают на градации через 10—30 км/ч. На каждой такой градации скорости проводят от 10 до 30—50 поездок. Скорости движения по пути с установленными на нем приборами выдерживаются с точностью не менее 3—5 км/ч. Необходимое количество поездок на заданном уровне скорости движения поезда определяют на основе анализа экспериментальных данных, получаемых как в подвижном составе, так и в пути. Пусть получаемое в экспериментах или предполагаемое при п наблюдениях среднее квадратичное отклонение равно σ.
В ходе испытаний намеченное заранее количество поездок можно корректировать.
При проходе опытных экипажей через оборудованные приборами зоны пути одновременно регистрируются все процессы на экипаже и в пути, для чего на лентах регистрации показаний приборов на экипаже и на пути делаются синхронные электрические отметки.
Обычно в практике ВНИИЖТа на каждом участке пути, оборудованном приборами (на прямой, в кривых радиусом 650 и 350 м), устанавливается в общей сложности около 60—70 видов датчиков, а на одной опытной единице подвижного состава регистрируется от 10 до 30 динамических процессов.
В ходе испытаний опытный поезд совершает половину всех поездок по короткому участку в одном положении, а затем его поворачивают на поворотном треугольнике на 180°, после чего он совершает вторую половину поездок.
Для управления поездом между вагонами-лабораториями, стоящими в поезде и в тупиках, устанавливается радиосвязь. Сотрудники, находящиеся в вагоне-лаборатории поезда, связаны телефонами с машинистами обоих локомотивов этого поезда. Имеются также приборы автоматического включения аппаратуры, регистрирующей процессы в пути, с помощью установленных на этом участке пути педалей.
В поездках по длинным участкам регистрируются только динамические процессы в подвижном составе. При движении опытного поезда с заданной скоростью по длинному участку аппаратура, регистрирующая динамические процессы в экипаже, включается и выключается или через какие-то определенные промежутки времени, или на случайных участках пути, т. е. регистрация процессов идет не непрерывно, а лишь на отдельных отрезках трассы. В последующем этот экспериментальный материал систематизируется по элементам плана; продольного и поперечного профилей линии, различным конструкциям пути и т. п.