На карьерных и подъездных путях промышленных предприятий при производстве планово-предупредительных ремонтов практически не производится очистка щебня. Это объясняется в основном отсутствием щебнеочистительных машин, приспособленных для очистки щебня в условиях открытых горных разработок.
Из существующей техники наиболее отвечает требованиям промышленного транспорта щебнеочистительная машина ШОМ-ЗУ, разработанная проектно-конструкторским бюро Научно-исследовательского института Министерства путей сообщения СССР, опытные образцы которой изготовлены Тульским заводом железнодорожного машиностроения [7]. Машина предназначена для очистки щебеночного балласта под стрелочными переводами, а также на путях в стесненных условиях и на перегонах.
Щебнеочистительная машина ШОМ-ЗУ состоит из рамы и двух двухосных тележек, оборудованных приводом. В средней части рамы расположены выгребные устройства с двухшарнирной цепью. Внутри рамы между выгребными устройствами размещается грохот, состоящий из бесконечной сетчатой ленты, перемещающейся по роликовой батарее. Имеются два ленточных конвейера, одни из которых поворотный. Очистка щебня производится на сетчатой ленте. Загрязнители, извлеченные из щебеночного балласта, удаляются за пределы машины с помощью двух ленточных конвейеров.
Для промышленного железнодорожного транспорта представляет интерес балластировочная машина ЕМУ.
Балластировочная машина - это прицепной агрегат, перемещаемый двумя гусеничными тракторами мощностью по 100 л.с.
Тракторы оборудованы ходоуменьшителями.
Рабочим органом машины является подрезной нож и боковые крылья, с которых балласт подается на щебнеочистительную ленту. Нож срезает, рыхлит и подает щебень на ленту, при движении которой загрязнители отделяются и отбрасываются в сторону. Очищенный щебень подается на путь и разравнивается планировщиком.
В машине предусмотрено дистанционное управление. Собственная силовая установка имеет мощность 300 л.с. Все рабочие органы и силовая установка смонтированы на сварной раме, которая имеет шаровую опору и опорные катки. Последние могут поворачиваться с помощью гидроцилиндров вокруг вертикальной оси.
При погрузке горной массы в вагоны на карьерном железнодорожном транспорте происходит просыпь ее, которая со временем спрессовывается и смерзается, осложняя движение и вызывая частые схода подвижного состава с рельсов. Кроме того, при переукладке рельсошпальной решетки происходит отрыв шпал, вмерзших в грунт. Как правило, для очистки железнодорожных путей в подобных условиях применяют машины, рабочими органами которых являются приводные барабаны, струги и др. Однако они малопроизводительны и пригодны только для зачистки рыхлой несмерзшейся горной массы.
Для повышения эффективности рыхления слежавшейся и смерзшейся горной массы на железнодорожных путях в карьерах с суровыми климатическими условиями на Тургайском бокситовом руднике была создана самоходная рыхлительная машина (рис. 18).
Машина изготовлена на базе двухосной железнодорожной платформы с оснасткой ее карбюраторным двигателем, коробкой передач и раздаточной коробкой.
Рабочий орган машин выполнен в виде неподвижно закрепленных на валу дисков, по окружности которых жестко установлены резцедержатели с резцами. Резцы имеют по одному и по два зуба с углом раствора 18 и 36°. Рабочий орган закреплен на подвижной раме, положение которой относительно дороги регулируется при помощи лебедки и фиксаторов.
Регулировка скорости вращения рабочего органа осуществляется посредством коробки передач, установленной между муфтой сцепления и раздаточной коробкой.
Внедрение рыхлительной машины на Тургайском бокситовом руднике позволило высвободить 30 путевых рабочих, занятых на раскайловке смерзшейся массы на путях, и получить годовой экономический эффект более 12 тыс.руб.
Обслуживание машины осуществляется одним человеком, при этом сменная производительность в условиях Тургайского рудника составляла 214 пог.м.
Кроме того, в зимнее время переукладка железнодорожного пути кранами осложняется вмерзанием его в грунт или балласт. Поэтому отрыв шпал от грунта осуществляется вручную. Эта операция является очень трудоемкой.
для механизации этого процесса сконструировано несколько типов специальных машин. Механизм одной из них смонтирован на тележке путепередвигателя ПУ-26. Принцип действия машины - прорезание режущей цепью (баром) мерзлого грунта по обе стороны шпалы.
Машина типа РМВ-2 смонтирована на железнодорожной тележке.
Рис. 18. Самоходная машина для рыхления затвердевшей и смерзшейся горной массы на карьерных железнодорожных путях:
1 - железнодорожная платформа; 2 - приводной двигатель; 3 - редуктор; 4 - понижающая цепная передача; 5 - рабочий орган; 6 - подвижная рама; 7 - лебедка; 8 - ограждение рабочего органа; 9 - бортовое ограждение; 10 - вал; 11 - диск; 12 - резцедержатель; 13 - двухзубые резцы; 14 - приводная звездочка; 15 - однозубый резец; 16, 17 - двухзубые резцы (раствор 18, 36° соответственно)
Ее рабочий орган представляет собой серийный вибратор ВПП-5А, которые за счет вибрационного рыхления мерзлого грунта в междушпальном пространстве освобождает вмерзшие шпалы.
Более надежная в эксплуатации машина ΡМΒ—2 может быть рекомендована для применения на карьерах с суровыми климатическими условиями (например, "Ждановский", "Медвежий ручей") и на карьерах Урала.