В карьерах при значительной неровности поверхности горизонтов с большой эффективностью стали применять тракторные путенесущими консолями, расположенными впереди и смонтированными на радиальных балках. Для предотвращения сползания звена на тракторе у основания консолей устроен упор. При перемещении консоли рельсовый захват подводится под звено рельсошпальной решетки (неперпендикулярно оси пути) с последующим подъемом на 40-45° и перемещением на новую трассу. Подъем и опускание звена осуществляются лебедкой трактора через систему блоков. Управление лебедкой осуществляется непосредственно из кабины трактора.
Путепереукладчик, созданный на базе трактора Т-140, имеет неподвижно закрепленную впереди стрелу на специальной раме, смонтированной на ходовой части.
На двух траверсах стрелы подвешена специальная рельсозахватная рама, которая поднимается и опускается при помощи тракторной лебедки через систему блоков. При этом представляется возможным производить подъем и опускание каждой траверсы отдельно, что облегчает стыковку звеньев рельсошпальной решетки. Управление лебедкой осуществляется из кабины трактора.
Путепереукладчики на базе трактора Т-140 с расположением позади кабины стрелы вместе с двумя траверсами эксплуатируются на карьерах Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного комбината. Принцип работы аналогичен первому. Отличительной особенностью является то, что в связи с отсутствием бульдозерного ножа перед двигателем имеется противовес. Управление лебедкой вынесено из кабины, что создает при работе определенные неудобства. Широко используются тракторные путепереукладчики, созданные на базе тракторов Т-80 и Т-100 на Сибайском меднорудном карьере, Коркинском и Кумертауском угольных разрезах.
На Волчанском карьере для перемещения отвальных железнодорожных путей используется трелевочный трактор ТДГ-60.
Для переукладки рельсовых звеньев на ЮГОКе применяют изготовленные Южным рудоуправлением опытные образцы тракторных путепереукладчиков, созданных на базе тракторов Т-140 и Т-180 с навесным оборудованием, обеспечивающим переукладку пути отдельными звеньями.
Возможна спаренная работа двух путепереукладчиков для одновременной переноски двух разъединенных или неразъединенных звеньев. Для сокращения простоев экскаваторов работу путепереукладчиков начинают от конца железнодорожного тупика в сторону стрелки вслед за экскаватором.
Опыт эксплуатации тракторных путепереукладчиков показал, что наиболее эффективными являются агрегаты, совмещающие бульдозерные устройства и навесное оборудование для перемещения звеньев рельсошпальной решетки, монтируемое позади кабины трактора.
Конструктивное несовершенство рельсозахватных устройств вызывает необходимость дополнительного маневрирования трактором при захвате и стыковке рельсового звена, что приводит к потерям (до 35-40 %) производительности. Во многих случаях у существующих тракторных путепереукладчиков отсутствует бульдозерный нож, что также снижает их эффективность. Кроме того, применяемые тракторные агрегаты по конструкции непригодны для работы с рельсовыми звеньями длиной 25 м.
Из специализированного оборудования необходимо отметить тракторный путепереукладчик-планировщик ТПП-12,5-180 на базе бульдозера Д-521 для перемещения рельсовых звеньев длиной 12,5 м на шаг 30-50 м, созданный в НИИОГР. Отличительной особенностью машины является наличие гидравлического захватного устройства, имеющего пространственное перемещение относительно трактора и управляемого из его кабины. Промышленные испытания показали высокие эксплуатационные качества этой многоцелевой машины.
Рис. 10. Путепереукладчик на базе трактора ДЭТ-250 конструкции института Горного дела им.А.А.Скочинского МЧМ СССР:
1 - шарнирно-параллелограмное устройство; 2 - гидроцилиндр опускания - подъема; 3 - кулисная система; 4 - гидроцилиндр кулисной системы; 5 - рельсозахваты; 6 - гидроцилиндр поперечного смещения рельсозахватов; 7 - гидроцилиндр продольного смещения рельсозахватов; 8 - транспортная площадка
При шаге перемещения до 30-40 м производительность ее достигает 600-700 м в смену. Наличие бульдозерного ножа и специального рельсозахватного устройства позволяет выполнять ряд сопутствующих работ (планировка трасс, отрыв путевой решетки, черновая рихтовка и подъемка пути и др.).
Определенный интерес представляет путепереукладчик, созданный Институтом горного дела им. А.А.Скочинского Министерства черной металлургии СССР совместно с работниками Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного комбината на базе мощного быстроходного и маневренного гусеничного трактора ДЭТ-250 Челябинского тракторного завода. Общий вид путепереукладчика показан на рис.10.
Использование этой мощной и быстроходной машины позволяет эффективно использовать ее и на планировочных работах. Параметры навесного оборудования рассчитаны на максимальную грузоподъемность 12 т, что позволяет вести работы, когда рельсовые пути уложены на железобетонных шпалах. Привод всех исполнительных механизмов гидравлический [6].