Практика работы и результаты исследований на карьерных железнодорожных путях показывают, что одной из главных причин большой трудоемкости путевых работ, малого срока службы элементов путевой решетки, большинства сходов (80-85%) подвижного состава и простоев горнотранспортного оборудования является недостаточно надежный способ соединения рельсов со шпалами при костылей. После изучения состояния этого вопроса Институтом горного дела им. А.А.Скочинского создано слепи альное универсальное промежуточное рельсовое скрепление, которое успешно испытано на действующих путях в промышленных условиях. Универсальное скрепление типа 3 (УСТЗ) в зависимости от условий эксплуатации, наличия деталей и рельсов позволяет собирать его по различным схемам сборки. Общий вид основных схем сборки УСТЗ, рекомендованных к применению на разрезах, приведен на рис.19.
Рис. 19. Универсальное рельсовое скрепление:
а - болтовое раздельное с регулировкой ширины колеи УСТЗ-БПр; б - шурупно-болтовое раздельное скрепление УСТЗ-ШБР; в - болтовое полураздельное с регулировкой ширины колеи УСТЗ-БПр; г - шурупноболтовое раздельное пружинное скрепление УСТЗ-ШБРП
УСТЗ позволяет значительно снизить количество сходов подвижного состава, применять все типы мощных рельсов, регулировать ширину рельсовой колеи и положение рельсов по высоте, в 3 раза повысить прочность рельсошпальной решетки, что особенно важно при отрыве звеньев, когда выдергиваются костыли и большое количество шпал остается в грунте, в 2-3 раза увеличить срок службы шпал, более эффективно использовать мощные средства для механизации путевых работ, снизить трудовые затраты на содержание передвижных путей на М и уменьшить число путевых рабочих, получить экономию по приведенным затратам (по предварительным расчетам) около 1200 руб. в год на каждом километре пути.
Промышленные испытания УСТЗ проводились в течение года на комбинате "Экибастузуголь".
За время испытания рельсошпальная решетка много раз переносилась кранами с одной трассы на другую, в том числе в условиях примерзания шпал и засыпки междушпальных ящиков. Эксплуатация путей с универсальными скреплениями подтвердила высокую надежность их соединения. В табл. 11 и 12 приведены результаты промышленных испытаний и сравнительных расчетов использования УСТЗ.
Таблица 11.
Показатели работы рельсошпальной решетки, собранной с костыльным и универсальным скреплениями
Таблица 12.
Сравнение расчетных показателей использования рельсошпальной решетки, собранной с костыльным и универсальным скреплениями