Содержание материала

На большинстве карьеров сравнительно большого удельного веса (10-20 %) достигло перемещение пути с перевозкой рельсовых звеньев, которое осуществляется путеукладочными поездами, состоящими из крана, платформы (вмещающей шесть-восемь звеньев) и локомотива. Путеукладочные краны используются для укладки железнодорожных путей звеньями длиной 12,5 и 25 м при строительстве новых трасс, а также для разборки и погрузки звеньев на платформы. Основными моделями путеукладочных кранов являются УК-12,5, УК-25, УК-25/9 (рис. 11), УК-25/21 и УК-25/31 конструкции В.И.Платова (табл. 5).
В связи с ограниченной емкостью производительность путеукладочного поезда не превышает 75-100 м в смену при значительной стоимости работ. Несмотря на столь серьезный недостаток, этот вид путевых машин находит достаточно широкое распространение, но в несколько видоизмененной форме - в виде специализированных путеукладочных поездов. В состав этих поездов входят путеукладочный кран, моторная платформа и комплект платформ (шесть-восемь), обору данных роликовыми транспортерами.
Сотрудниками Южного рудоуправления комбината "Ураласбест" создан путеукладочный путеразборный специализированный поезд, состоящий из трех четырехосных железнодорожных платформ, оборудованных роликовыми транспортерами (головная и концевая платформы поезда предназначены для перетягивания пакетов звеньев по платформам).
Укладочный кран УК-25/9
Рис. 11. Укладочный кран УК-25/9:
а - в рабочем положении; б - в транспортном положении
1 - съемная поперечная балка; 2 - транспортная распорка лебедками

По данным комбината, путеукладочным комплексом можно выполнять следующие основные операции: перемещение пакета звеньев на головную платформу крана, укладку звена в путь, сгонку и монтаж рельсовых стыков, установку подстыковых шпал и накладок, рихтовку звена по проектной кривой, перемещение крана для укладки следующего звена.

Таблица 5.
Техническая характеристика некоторых укладочных кранов

Фактические данные о работе путеукладочного комплекса в условиях карьера Южного горно-обогатительного комбината свидетельствуют о том, что скорость монтажа рельсовых звеньев и рихтовки кривых составляет 200 пог.м/ч, при этом трудоемкость работ снижается в 2-3 раза. На Норильском горно-металлургическом комбинате тремя путеукладочными поездами в 1972 г. было разобрано 138, уложено 133, переуложено 155 км передвижных карьерных путей. Группа путевых рабочих из 5 человек в среднем за смену укладывает на новую трассу не более 5 звеньев пути.
Из опыта эксплуатации специализированных путеукладочных поездов в Южном рудоуправлении комбината "Ураласбест" была установлена зависимость степени разрушения путевой решетки и трудоемкости ремонтных работ от числа переукладок (рис.12).
Весьма интересен опыт некоторых крупных комбинатов на путевых работах укладочных комплексов типа МПС.


Рис.  12. Зависимость трудоемкости ремонта путевой решетки и производительности перемещения рельсового пути от количества переукладок:

  1. - трудоемкость ремонта путевой решетки;
  2. - производительность перемещения рельсового пути

Так, на Соколовско-Сарбайском горно-обогатительном комбинате при разборке звеньев пути с деревянными шпалами и укладке звеньев с железобетонными шпалами используют укладочный кран УК-25/9. Грузоподъемность крана позволяет производить разборку и укладку звеньев длиной 25 м (с деревянными шпалами) и 12,5 м (с железобетонными шпалами).
Кран УК-25/9 может работать на участках, имеющих кривые радиусом не менее 350 м, а в транспортном положении он проходит по участкам с кривыми радиусом более 180 м. Для обслуживания крана требуется такелажная бригада в составе 6-7 человек.
Разборка старого пути и укладка нового осуществляются следующим образом.
Путь поднимается путеподъемником типа ПП-3 с последующей расстыковкой звеньев и погрузкой их краном на платформу. После разборки рельсошпальной решетки производят выемку балласта с последующей укладкой и выравниванием балластной призмы бульдозером на новой трассе. Затем краном укладываются новые звенья.
Для полного использования возможностей крана необходимо иметь при отсутствии моторной платформы две-три вертушки по семь четырехосных платформ, оборудованных роликами, а при наличии моторной платформы - две вертушки по 20 платформ.
За 4 месяца работы краном УК-25/9 разобрано и вновь уложено 7800 пог.м пути. Применение укладочного крана значительно повышает производительность труда при капитальном ремонте и строительстве железнодорожных путей.

Возможно также использовать укладочные краны УК-25/18 грузоподъемностью 18 т, позволяющие укладывать звенья длиной 25 м.