Следует отметить, что применение путепереукладчиков на гусеничном ходу на карьерах, кроме технологических преимуществ, имеет ряд других: позволяет производить непосредственную переукладку путей на практически неограниченный шаг и повышает производительность работ по сравнению со стреловыми железнодорожными кранами.
Однако, как показал опыт эксплуатации путепередвигателей типа ПУ-3С в условиях Норильского горно-металлургического комбината (рудник "Медвежий ручей"), выпускаемые машины имеют ряд конструктивных недостатков, главными из которых являются слабая жесткость рамы и механизма рельсозахватов, неудобное расположение рычажного привода рельсозахватов, ненадежные тормоза, плохие условия работы машиниста.
Техническая характеристика путепередвигателей цикличного действия
В настоящее время эти машины подвергаются конструктивным изменениям и усовершенствованиям (усиление рамы и отдельных узлов, машины оснащаются генераторами для питания электроинструмента, сварочными агрегатами и др.).
Рис. 13. схема путепередвигателя непрерывною действия:
I - тележка; 2 - рама; 3 - сцепка; 4 - кабина машиниста;
5 - машинное отделение; 6 - мостовой рельсозахватный орган; 7 - дверной проем; 8 - отсек для установки емкости с водой для охлаждения роликов рельсового захвата; 9 - ферма; 10 - центральный токосъемник; 11 - боковой токосъемник; 12 - консольный рельсозахватный орган.
Принцип работы путепередвигателей непрерывного действия состоит в том, что роликовыми захватами путевая решетка приподнимается на высоту 0,2-0,4 м и непрерывно сдвигается в сторону при движении машины со скоростью 5-15 км/ч.
Совершая несколько рабочих ходов, путепередвигатели перемещают путь на требуемое расстояние.
Перспективным направлением повышения эффективности использования путепередвигателей непрерывного действия и механизации путевых работ является обеспечение их специальным оборудованием. На Бандуровском карьере по чертежам института "УкрНИИпроект" на консольно-мостовом путепередвигателе установлено навесное оборудование, состоящее из поворотной колонки со стрелой экскаватора Э-153А, которая снабжена сменными рабочими органами, шпальным захватом и клипом для разгонки шпал.
Техническая характеристика путепередвигателей непрерывного действия
Путепередвигатель с таким навесным оборудованием может выполнять установку шпал по эпюре, замену шпал, балластировку пути, очистку габарита и кюветов, различные погрузочно-разгрузочные работы.
Кроме путепередвигателей для передвижки одноколейного рельсового пути на карьерах применяют также турнодозеры, обеспечивающие повышение производительности в 1,5-2,5 раза и существенное снижение стоимости работ по передвижке пути по сравнению с путепередвигателями. Турнодозеры имеют различное конструктивное исполнение. В общем случае турнодозер представляет собой навесное оборудование, установленное на самоходную базовую машину (трактор, бульдозер, погрузчик и др.), и как правило состоит из следующих основных частей: базовой машины, роликовой рельсозахватной головки, несущей металлоконструкции, механизма подъема рельсозахватной головки и противовеса. Привод механизма подъема бывает механический или гидравлический.
В качестве базовой машины используют тракторы Т-100, Т-140, Т-180, ДЭТ-250. Турнодозер позволяет осуществлять передвижку путей непрерывным способом на шаг до 2,0 м за один проход при одновременном подъеме рельсошпальной решетки за одну нитку рельса на высоту около 300 мм. На неровной площадке при наличии влажных грунтов шаг передвижки снижается до 0,8-1,0 м, в зимнее время и в период гололедицы - до 0,5 м [8].
Хронометражные наблюдения на буроугольных карьерах Украины показали, что среднесменная эксплуатационная производительность при ширине перемещения 18-20 м достигает 400-500 пог.м рельсового пути. Трудоемкость перемещения I км путей на этот шаг с учетом послеукладочного ремонта и планировочных работ составляет 50-60 чел.-смен. Стоимость передвижки I км рельсового пути составляет 350-400 руб.
По сравнению с передвижением путепередвигателями непрерывного действия на железнодорожном ходу перемещение турнодозером имеет следующие преимущества: меньший износ рельсов и роликов рельсозахватной системы, высокую маневренность, способность перемещать пути через канавы шириной до 0,8 м и на насыпи высотой около 0,7 м, снижение объема планировочных работ, упрощение передвижения примерзших путей и участков со стрелочными переводами, возможность использования турнодозера в между переукладочные периоды в качестве тягача или бульдозера; все это позволяет повысить коэффициент использования машины.
Способ перемещения турнодозерами имеет следующие недостатки: большой процент выхода из строя шпал, зависимость области применения от крепости пород и качества планировки площадок, быстрый износ ходовой части трактора, плохая приспособленность к передвижке участков с радиусом кривизны менее 250-300 м.