Из новых машин, созданных за последний год в системе Министерства транспортного строительства СССР, следует отметить выправочно-подбивочно-рихтовочную машину типа BПО-3000.
По чертежам Центрального научно-исследовательского института министерства путей сообщения СССР Тульский завод железнодорожного машиностроения начал выпуск этих машин, предназначенных для комплексного выполнения путевых работ по выправке, уплотнению и отделке пути при всех видах ремонта и текущем содержании пути, а также при строительстве новых железных дорог.
В летний период машину применяли при капитальном, среднем и текущем ремонте путей на обогатительной фабрике, станционных путях, путях выездных траншей и перегонов, в том числе на уклоне до 40 %. Всего было отремонтировано 74 км пути. При работе на уклоне более 15 % машина оборудуется дополнительными тормозными средствами.
для работы машины необходима предварительная подготовка железнодорожного полотна; замена всех негодных шпал, выправка пути по уровню во избежание схода, удаление с междупутья кусков породы, упавших с думпкаров в процессе транспортировки горной массы. Мини- радиус, при котором может быть использована машина, составляет 250 м.
За последние годы научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими институтами в общей сложности было создано несколько новых путевых машин. В настоящее время в Институте горного дела им. А.А.Скочинского разработаны технико-экономические требования на создание ряда новых машин:
боковой прицепной тележки к гусеничному трактору для непрерывности передвижки путей;
универсальной прицепной тележки к гусеничному трактору для поперечной переукладки путей звеньями длиной по 25; 37,5 и 50 м и непрерывной передвижки путей;
путевой машины на базе одноосного тягача для переукладки звеньев пути длиной по 25 м; универсальной путевой машины для поперечной переукладки звеньев длиной по го м и непрерывной передвижки путей, разравнивания и уплотнения балласта под шпалами, раскаиловки и отрыва шпал от примерзшего грунта, планировки новой трассы пути, а также для перестановки опор контактных линий;
комбинированной путевой машины для подъема и рихтовки пути, смены шпал и выправки их по эпюре; машина оборудована генератором переменного тока и комплектом ручного электроинструмента;
бескранового путеукладочного поезда для разборки и укладки путей в карьерах звеньями длиной по 25 м.
Практикой установлено, что трудоемкость операций по завинчиванию гаек, забивке и вытаскиванию костылей, сверлению и резке рельсов составляет 12-15% от трудоемкости содержания пути.
В этих работах используются следующие механизмы: рельсорезный станок НА-2, рельсосверлильный станок 1024-Б, электрогаечный ключ ЭК-1, костылезабивщик ЭПК-2, ЭПК-6, костылевыдергиватель КВД-Ι, разгоночный прибор РН-02. Недостаток этих механизмов - необходимость дополнительных транспортных средств для перемещения большинства из них. Кроме того, работа с костылезабивщиком приводит к быстрой утомляемости работающего.
Для резки рельс при ремонтно-монтажных работах используют станок R4-2 (мощность электродвигателя I кВт, продолжительность резания 10 мин, вес станка 90 кг).
Электросверлильный станок 1024Б с электродвигателем мощностью I кВт за 1,5 мин просверливает в рельсе отверстие диаметром 31 мм.
Электросверлильный станок, рельсорезный станок и бензоэлектрический агрегат смонтированы на легкой дрезине ТД-5. Такой агрегат применяют на карьерах треста "Союзасбест".
Железногорским отделением Научно-исследовательского института курской магнитной аномалии сконструирована универсальная машина 2ΠΜ-Ι для выполнения нескольких видов вспомогательных работ, имеющая шпалозахват, ковш (емкость 0,15 м3) для балластировочных работ, крюк (грузоподъемностью 0,5-1,5 т), гидравлический костылевыдергиватель, путеподъемник для ликвидации различных перекосов пути.
Машина сконструирована на базе пневмоколесного трактора, на которой смонтированы две направляющие путевые тележки для движения по железнодорожным путям. Продолжительность переключения с пневмоколесного хода на рельсовый - около 3 мин.
Техническая характеристика универсальной путевой машины 2ΠΜ-Ι приведена ниже:
Мощность двигателя, л.с . 45
Скорость движения, км/ч ... 4-25
Производительность по операциям: одиночная замена шпал, шт./ч 30
подсыпка балласта, м3/смену .. 50
нарезка кювета, м/смену I00-120
очистка пути, м/смену . 120
Продолжительность выдергивания одного костыля, с Не более 5
Продолжительность одного цикла подъема пути, мин ······· 4-5
Масса машины, т .. 5,85
Машина 2ΠΜ-Ι прошла испытания на Михайловском железорудном комбинате. Она заменяет труд 15 рабочих в смену. Ориентировочный годовой экономический эффект от применения машины более 15 тыс.руб.
Кроме того, существует несколько конструкций легких шпалоподбивочных машин, которые изготавливаются либо серийно, либо силами отдельных предприятии. Некоторые машины кроме подбивки шпал могут выполнять операции по подъему железнодорожного пути с помощью гидравлических домкратов.
Ниже представлены технические характеристики нескольких типов шпалоподбивочных машин.
Легкая шпалоподбивочная машина конструкции треста "Союзасбест"
Ширина колеи, мм ... 1524
Электрошпалоподбойки: мощность, кВт .. 0,25
напряжение, В ... 380
Мощность передвижного источника энергии, кВт ... 4-15
Время подбивки одной шпалы, с .. 15
Производительность, м/ч 65
Габаритные размеры, мм:
длина 2000
ширина .. 2700
высота ... 1200
Масса, кг . 970
Шпалоподбивочная машина с вибрирующим рабочим органом СП-I Калужского завода транспортного машиностроения
Ширина колеи, мм 1524
Количество подбойщиков, шт . 4
Мощность бензодвигателя (от серийного грузомотороллера ТГ-200), л. с 8
Возмущающая сила дебалансов, кг . 1500
Насос лопастной типа .. Л10-8
Усилие заглубления каждого подбойщика, кг 200 Производительность машины, шпал в час... 200 Габаритные размеры, мм: длина 1200
ширина ... 720
высота 1600
Масса, кг ... 400
Самоходная эксцентриковая шпалоподбивочная машина конструкции инженера Балашенко
Подъемная сила домкратов, т .. 20
Максимальная высота подъема, мм .. 150
Двигатель: тип .. ГАЗ-МК
мощность, л.с 40
Количество подбойщиков, шт .. 16
Габаритные размеры, мм: длина ... 3200
ширина ... 2600
высота ... 1500
Масса машины, кг .. 3000
Эти машины также выполняют операции по подъему железнодорожного пути гидравлическими домкратами.
Для замены одиночных шпал в угольной промышленности (Коркинский разрез) используется машина МСШ-1, обслуживаемая двумя рабочими.
Техническая характеристика машины МСШ-1
Подъемная сила четырех домкратов , тс ... 16
Усилие гидравлических рельсозахватов, тс ... 16
Грузоподъемность крана, тс . До 1,5
Максимальная высота подъема пути, мм .. 250
Скорость движения, км/ч .. 2-30
Производительность:
при смене шпал, шт/ч .. 30
на балластно-земляных работах, м3/ч ···· 13
Масса, т .. 5
Там же для железнодорожной колеи шириной 1524 мм применяется подъемно-рихтовочный агрегат ГС-12 конструкции института "НИПИгормаш". Агрегат обслуживают двое рабочих.
Техническая характеристика агрегата ГС-12
Подъемная сила механизма, тс 12
Скорость подъема, м/мин .. 0,7
Максимальная высота подъема, мм . 200
Маслонасос типа Γ-Ι2-Π
Габаритные размеры, мм:
длина ... 1755
ширина 1190
высота .. 913
Масса, кг .. 300
Для подготовки основания путевых трасс с многократным использованием балластного материала успешно применяют самоходные скреперы Д-357Г с ковшом емкостью 9 м3 в комплексе с бульдозером ДЭТ-250. В условиях карьеров Качканарского горно-металлургического комбината это способствовало повышению производительности труда путевых рабочих при переукладке в 2-2,5 раза, снижению стоимости процесса за счет повторного использования балласта почти в 2 раза и трудоемкости работ на 41 %.