Содержание материала

Обслуживание карьерных контактных сетей является необходимым условием при использовании электрифицированного железнодорожного транспорта, объемы перевозок горной массы которым составляют около 70% общих. Опыт эксплуатации электрифицированных путей в различных условиях свидетельствует о недостаточной конструктивной приспособленности передвижных контактных сетей к специфическим особенностям карьеров. Кроме этого, отсутствие специальных средств механизации работ на контактной сети вынуждает предприятия приспосабливать для этой цели выпускаемые промышленностью автодрезины ДМ, АГМу и ДГКу, основным недостатком которых является ограниченное число выполняемых ими операций. Эти машины снабжены только монтажной площадкой для работы на высоте и грузоподъемным механизмом.
Такие операции, как раскатка, выправка, натяжение, монтаж и демонтаж контактного провода, выполняются вручную.
Большой трудоемкостью отличается переустройство сети при периодическом перемещении забойных и отвальных железнодорожных путей.
Процесс переноски контактной сети выполняется двумя основными способами:
перемещением путевой решетки с последующей установкой опор, демонтажем и монтажом контактного провода;
совместным перемещением путевой решетки и укрепленных на ней опор с полным или частичным демонтажем контактного провода.
Трудоемкость переноски 1 км сети при первом способе составляет 30—35 чел.-смен, при втором способе она сокращается на 15—20%. Перестановка опор контактной сети иногда выполняется вручную. В некоторых карьерах для этой цели используются буростолбоставы, автокраны, трелевочные тракторы и тракторы со специальным навесным оборудованием.
Все отступления от условий технической эксплуатаций и ликвидация причин аварийных отключений производятся, как правило, в предоставляемое для этих целей время — «окна». Анализ фактических данных карьеров Урала, Казахстана, Кривого Рога показывает, что при средней длине экскаваторных тупиков в карьере 1,1 км и на отвале 1,8 км количество отключений достигает 1—1,4 раза в сутки.

Таблица 25
Численность персонала, обслуживающего контактные сети в некоторых карьерах


Предприятия

Протяженность электрифицированных путей, км

Численность обслуживающего персонала, чел.

Численность персонала, приходящегося на км контактной сети, чел.

Оленегорский ГОК

54

48

0,9

Михайловский ЖРК

31

33

1,0

Коршуновский ГОК

60

48

0,8

Качканарский ГОК

30

15

0,5

Бакальское РУ ..

58

44

0,8

Высокогорское РУ ...

47

37

0,8

Сарбайское РУ .

99

71

0,8

В табл. 25 приведена фактическая численность служб контактной сети по данным некоторых карьеров.
Институтом НИПИГОРМАШ спроектирован и изготовлен опытно-промышленный образец монтажного комплекса МК-3, предназначенного для передвижки опор на шаг до 5 м, переноски (транспортировки) их на неограниченный шаг, монтажа, текущего содержания и ремонта контактной сети.
Применение комплекса позволяет механизированным способом производить переноску контактной сети .в забоях и на отвалах, различные грузоподъемные операции с опорами, раскатку, натяжение, сбор и правку контактного провода. Наличие автономного источника питания позволяет применять на монтаже электрифицированный инструмент.
В табл. 26 приведены сравнительные технико-экономические показатели монтажного комплекса МК-3 «Таймыр» и автодрезин (модернизированных) типа АГМу, применяемых в карьерах Норильского ГМК. 

Таблица 26
Сравнение показателей монтажного комплекса МК-3 «Таймыр» и модернизированной автодрезины АГМу на переноске контактной сети


Показатели

Монтажный комплекс мк-3 «Таймыр »

Модернизированная автодрезина АГМу

Сменная производительность при переноске контактной сети, м

363

169

Число занятых рабочих .

3

4

Сменная производительность одного монтера на переноске контактной сети, м

120

42

Стоимость переноски 1 км контактной сети, руб .

268

513

В процессе эксплуатации опытно-промышленного образца комплекса МКЗ «Таймыр» выявились отдельные недостатки его конструкции, в частности, жесткое скрепление ходовых тележек платформы, что ухудшает эксплуатационные качества комплекса и приводит к частым его сходам на кривых участках пути. В настоящее время в условиях комбината конструкция модернизируется с учетом отмеченных недостатков.