Содержание материала

В перечень процесса карьерных путевых работ входит выполнение многих (часто самостоятельных) видов работ. Основными из них являются подготовка основания путевых трасс, перемещение и сооружение железнодорожных путей, ремонт и содержание их, снегоуборка, защита от смерзаемости и водоотвод. При электрифицированном транспорте в этот перечень входят сооружение, переноска и обслуживание контактных сетей. Большинство этих работ технологически связано с добычей ископаемых и вскрышными работами.

Таблица 8
Численность путевых рабочих в зависимости от категории карьеров

В табл. 8 приведены фактические данные по численности путевых рабочих, занятых на обслуживании карьерных путей по категориям карьеров.
В настоящее время на карьерах с помощью машин и Механизмов выполняются следующие виды работ: подготовка основания путевых трасс;
перемещение путевой решетки на новую трассу; выправка пути в профиле и плане;
подача и дозировка балластного материала в путь; подбивка пути балластным материалом;
снегоуборочные работы и водоотвод.
Такие операции, как замена шпал, сгонка и стыковка рельсов, забивка костылей, установка болтовых соединений, выправка шпал по эпюре выполняются вручную.
В целях систематики и удобства проведения технико-экономического анализа технологических способов карьерных путевых работ последние рассмотрены по их основным видам.

Подготовка основания путевых трасс.

Механизация и способы выполнения этих работ на карьерах различных категорий существенно различаются.
На карьерах I категории подготовка оснований путевых трасс производится бульдозерами и автогрейдерами. На Лебединском и Михайловском карьерах применяется способ предварительной отсыпки оснований путевых трасс балластным материалом с помощью скреперов
и автосамосвалов. На отдельных участках применяется уплотнение грунта с помощью самоходных или прицепных катков.
Сменная производительность бульдозеров на подготовке трасс достигает 500—800 м. В условиях Камыш- Бурунского ЖРК и буроугольных разрезов Украины при способе непрерывной передвижки путевой решетки сменная производительность бульдозеров на зачистке площадок уступов составляет 18 000—26 000 м2 (в зависимости от типа бульдозера). Автогрейдеры применяются для планировки откосов, а иногда для подготовки трасс и их профилирования.
В карьерах II категории подготовка трасс выполняется аналогично. Основное отличие заключается в отсутствии необходимости выполнения грунтоуплотнительных операций. При производстве взрывных работ используется способ экскаваторной проходки трассы с последующей бульдозерной планировкой.
Способы подготовки основания путевых трасс многочисленной группы карьеров III категории более разнообразны. Наличие не проработанных взрывами участков с завышением отметок вызывает необходимость вторичного рыхления подошвы уступов и последующей зачистки трассы экскаваторами. После выполнения этих операций производится бульдозерная планировка. В этой категории карьеров качество подготовки трасс оказывает существенное влияние на производительность и эффективность путевых работ в целом.
Сменная производительность экскаваторов на подготовке основания зависит от количества завышений, наличия негабаритных кусков и в среднем составляет 250— 300 м трассы. Сменная производительность бульдозеров в этих условиях не превышает 200 м готовой трассы. Для выполнения планировочных работ на большинстве карьеров используются бульдозеры на базе трактора ДЭТ-250.
Одним из новых способов подготовки основания путевых трасс в период переукладки путей является предварительная отсыпка балластного материала, взятого со старой трассы пути после снятия путевой решетки. 

Рис. 8. Комплекс в составе самоходного скрепера Д-357Г и бульдозера Д-385 (на базе ДЭТ-250) для предварительной подготовки основания путевых трасс балластным материалом за счет его повторного использования

Рис. 9. Объем балластного материала, забираемого скрепером Д-357Г за один проход:
а — с трактором-толкачом; б — собственным ходом

Этот способ (кроме повышения эффективности подготовки основания трасс) позволяет экономить дорогостоящий щебень, оставляемый после переукладки на старых трассах путей. Способ основан на использовании комплекса машин в составе самоходных или прицепных скреперов и бульдозеров-толкачей на базе трактора ДЭТ-250 или Т-100. На рис. 8 показан комплекс машин для выполнения этих операций в составе скрепера Д-357Г и бульдозера-толкача ДЭТ-250. Промышленные испытания в условиях карьеров Качканарского ГОКа показали пригодность самоходного скрепера Д-357Г для работы по подборке щебня со старых трасс как при однородном фракционном составе, так и при включении отдельных кусков горной массы и прочих загрязнениях балласта. При этом толщина слоя, забираемого ножом скрепера за один проход, равна высоте балластной призмы (рис. 9). Ширина ножа позволяет в этом случае подобрать до 72% балластного материала. Оставляемые на обочинах гребни обычно содержат включения крупных кусков и практически для балластировки непригодны.  Длина участка сбора балласта за один проход (полная; емкость ковша — 9 м3) составляет от 8 до 11 м при средней толщине слоя 300 мм.