В условиях карьеров для очистки путей от снега нашли широкое применение плуговые снегоочистители типа «Таран», «ЦУМЗ», СДП и отвальные плуги МОП-1 (табл. 44). Для очистки станционных путей и стрелочных переводов получают распространение снегоуборочные машины СМ-2. Кроме того, па многих предприятиях собственными силами созданы специальные установки для очистки от снега и размораживания путевой решетки, эффективность использования и техникоэкономические показатели которых достаточно подробно изложены в главе II настоящей книги.
Таблица 44
Техническая характеристика плуговых снегоочистителей, применяемых в карьерах
Показатели | Тип снегоочистителя | ||
СДП | ЦУм3 | «Таран» и МОП-1 | |
Высота очищаемого (пробиваемого) |
|
|
|
снега, м | 1,5 | 0,6 | 2,5 |
Ширина очищаемой полосы, м; |
|
|
|
с крыльями | 4,95 | 3,95 | 5,2 |
без крыльев | 3,2 | 2,55 | 3,4 |
Заглубление ножа ниже головки рельса, мм | 50 | 50 | 50 |
Основные размеры, мм: |
|
|
|
длина | 17 800 | 11 300 | 14 200 |
ширина | 3200 | 3200 | 3200 |
высота | 5000 | 4250 | 5140 |
База, м | 9000 | 5500 | 8000 |
Рабочая скорость движения, км/ч . . | До 70 | До 40 | До 45 |
Масса, т | 77 | 21,6 | 76 |
Завод-изготовитель | Покровский механический | Тульский железнодорожного машиностроения | |
Плуговые снегоочистители предназначены для очистки путей от снежных заносов высотой от 1,5 м до 2— 2,5 м на однопутных, двухпутных и многопутных линиях железных дорог в зависимости от их типа.
Головная машина СМ-2 представляет собой четырехосный вагон, состоящий из специальной рамы, опирающейся на две ходовые тележки, на которых смонтированы щеточный питатель, подрезной нож. Концевой полувагон предназначен для загрузки его снегом или мусором с последующей разгрузкой. Он состоит из специальной рамы, кузова, конвейера-накопителя, конвейера-питателя и разгрузочного конвейера.
Эксплуатация снегоуборочной машины СМ-2 в условиях Соколовско-Сарбайского ГОКа показала положительные результаты по очистке ею рыхлого свежевыпавшего снега. Применение машины в периоды снегопадов значительно сокращает трудоемкость очистки путей и обеспечивает бесперебойность работы станций. Производительность машины зависит от наличия путевых коммуникаций (заземлителей, кабельных линий) и чистоты габарита пути. Применение ее для очистки станций от просыпи горной массы в летний период малоэффективно, так как в материале встречаются крупные куски породы, отрицательно влияющие на рабочий орган и транспортное устройство полувагонов.
К недостаткам машины относятся громоздкость, высокая стоимость, а также конструктивные недостатки рабочего органа и передаточных устройств, вызывающие большие простои ее в ремонте. Однако возможность комплексной механизации уборки снега, транспортировки и его выгрузки представляют целесообразность использования их в карьерах при крупном масштабе работ и развитых станционных путях.