Содержание материала

Путепередвигатели непрерывного действия предназначены для передвижки многорельсовых и обычных двухрельсовых путей. Принцип работы их заключается в поточном перемещении путевой решетки без разъединения ее на звенья в поднятом состоянии на величину 300—400 мм на шаг 300—500 мм при движении путепередвигателей со скоростью 8—15 км/ч. 

Таблица 38
Техническая характеристика путепередвигателей непрерывного действия

Основным недостатком мостовых путепередвигателей является то, что они не могут перемещать тупиковые пути на величину размещения механизма рельсозахватной системы от крайней колесной пары, так как они находятся вне области действия механизма. Комбинированные машины имеют две рельсозахватные системы: одна расположена в середине рамы путепередвигатели, другая — на специально установленной консоли.
По способу передвижения рассматриваемые машины разделяются на самоходные и прицепные. Самоходные путепередвигатели снабжены двигателями внутреннего сгорания или дизель-электрическими установками. Имеются модели с питанием электродвигателей от контактной сети.
Прицепные путепередвигатели передвигаются локомотивами или присоединяются к погрузочно-транспортному оборудованию, с которым они технологически связаны.         

Путепередвигатель непрерывного действия
Рис. 21. Путепередвигатель непрерывного действия снабженный гусеничным ходом (Камыш-Бурунский ЖРК)

Рис. 22. Принципиальное устройство путепередвигателя непрерывного действия ПН Д-1:
1 — тележка; 2 — рама; 3 — сцепной прибор; 4 — кабина машиниста; 5 — машинное отделение; 6 — мостовой рельсозахватный орган; 7 — дверной проем; 8 — отделение для установки бака с водой для охлаждения роликов рельсозахватной системы; 9 — ферма; 10 — центральный токосъемник; 11 — боковой токосъемник; 12 — консольный рельсозахватный орган

Иногда прицепные путепередвигатели встраиваются в ходовые устройства транспортно-отвальных местов и представляют собой единое целое. Отдельные конструкции путепередвигателей непрерывного действия, кроме рельсового хода, имеют гусеничный. При этом гусеничные тележки располагаются перпендикулярно к оси машины и способны подниматься или опускаться. Чаще всего гусеничный ход используется для разминовки с погрузочно-транспортным оборудованием, работающим на рельсовом ходу, или же для переезда с одного пути на другой (рис. 21).

Отечественный путепередвигатель непрерывного действия ПНД-1 состоит из двух двухосных поворотных ходовых тележек, фермы и подъемно-передвижных механизмов, расположенных на консоли и в центре рамы (рис. 22).
Путепередвигатель снабжен центральным токоприемником, размещенным над кабиной машиниста, и двумя боковыми токоприемниками, установленными на скосе фермы консоли.
К достоинству рассмотренной конструкции путепередвигателя следует отнести способность перемещения рельсовых путей в тупиках, комплектацию типовым оборудованием, водяное охлаждение рельсозахватной системы, возможность перемещения контактной сети совместно с рельсовыми путями.
К недостаткам путепередвигателей ПНД-1 относятся отсутствие рабочего оборудования для механизации ремонта рельсо-шпальной решетки после ее перемещения, высокий износ роликов рельсозахватной системы и головок рельсов при передвижке, потребность в прямолинейном фронте работ из-за плохого вписывания в кривые малого радиуса. Считается, что наиболее высокая производительность путепередвигателей этого типа достигается на рельсовых путях с радиусами не менее 700 м.
На некоторых буроугольных разрезах Украины получили распространение путепередвигатели непрерывного действия, изготовленные на заводе «Лаухгаммер» (ГДР). Процесс передвижки практически разделяется на три стадии: подготовку, перемещение и окончание работ.
В стадии подготовки железнодорожный путь приподнимается механизмом подъема и путепередвигатель совершает два-три прохода по участку, предназначенному к перемещению, без бокового смещения путевой решетки. На этой стадии работ рельсовый путь отрывается от земляного полотна, мерзлоты, насыпного грунта и т. д. Одновременно проверяется надежность крепления рельсов к шпалам и стыковых соединений.
На стадии перемещения рельсозахватная система, а следовательно, и рельсо-шпальная решетка сдвигаются в сторону на величину шага смещения, и путепередвигатель проходит по путям со скоростью 8—15 км/ч до тех пор, пока они не будут передвинуты на новую трассу.
В зависимости от заданной кривизны примыкаемого участка путепередвигатель не доходит до предыдущего выполненного им фронта работ на расстояние 2—10 м.
На стадии окончания работ рельсозахватная система ставится в нейтральное положение. Путепередвигатель несколько раз проходит по передвинутому участку примыкания. Этими проходами осуществляется выправка рельсо-шпальной решетки в плане. Затем роликовые захваты снимаются с головок рельсов.
По результатам исследований института УкрНИИ-Проект установлено, что трудоемкость путевых работ в условиях комбината Александрияуголь на Балаховском разрезе составила 24%, а на Бандуровском — 21,3% трудоемкости вскрышных работ, выполняемых с применением транспортно-отвальных мостов. В зимний период эта величина возрастает. Значительная трудоемкость объясняется тем, что путепередвигатели непрерывного действия не снабжены оборудованием для механизации ремонта рельсо-шпальной решетки после ее передвижки. В связи с этим численность в ремонтных бригадах достигает 15 человек, в то время как на самом перемещении заняты три-четыре рабочих. Хронометражными наблюдениями установлено, что при перемещении 1 км железнодорожного пути на шаг 15 м время передвижки составляет 511 мин при чистом времени работы 375 мин. Производительность путепередвигателей непрерывного действия за общее время работы равна 29,3 м2/мин, в том числе за чистое время — 40 м2/мин. Фактическая производительность путепередвигателей непрерывного действия на передвижке многорельсовых путей на буроугольных карьерах Украины доходит до 1500 м2/ч, на криволинейных участках производительность снижается. В условиях Камыш-Бурунского ЖРК эта величина часто достигает 2000—2500 м2/ч, а сменная производительность доходит до 16 тыс. м2/ч.
Затраты на передвижку 1 км рельсовых путей путепередвигателями непрерывного действия колеблются от 28,6 до 1136,04 руб. при изменении ширины перемещения от 1 до 50 м.

Таблица 39
Техническая характеристика путеукладочных кранов


Показатели

Тип крана

УК-12,5

УК-25/9

УК-25/21

Сменная техническая производительность, м

1200

До 1200

900

Длина звена, м .

12,5

25

25

Число звеньев в пакете . .

До 10

До 10

До 10

База крана ...

Моторная платформа путеукладчика

Моторная специальной

платформа конструкции

Грузоподъемная сила, тс . ,

4

9

21

Силовая установка

 

 

 

Тип двигателя .

1Д6

1Д6-2Д6

1Д6

Число двигателей

2

2

2

Мощность двигателя, л. с.

150

150

150

Тип генератора ..

ПН-750

ПН-750

ПН-750

Число генераторов ..

2

2

2

Напряжение, В

230

230

230

Мощность генератора, кВт .

100

100

100

Лебедки для передвижения звеньев пакетами

 

 

 

Число лебедок .

2

2

2

Тяговое усилие, тс

3

3

3

Диаметр троса, мм

17,5

17,5

17,5

Грузоподъемные лебедки

 

 

 

Число лебедок .

2

2

2

Грузоподъемная сила, тс . .

4

9

21

Диаметр троса, мм ..

17,5

17,5

19,5

Тяговые лебедки
Число лебедок .

2

1

1

Тяговое усилие на тросе, тс

0,4

1,2

2,8

Диаметр троса, мм ..

8,7

13,0

19,5

Запас горючего, л ...

340 -

940

980

Основные размеры, мм:

 

 

40800

длина ..

16240

43864

ширина

3250

3250

3250

высота в транспортном положении ..

5255

5285

5285

высота в рабочем положении .  

7055

6825

6825


Для повышения эффективности и снижения стоимости поточного перемещения рельсовых путей в проектах новых путепередвигателей непрерывного действия в СССР и ФРГ вместо роликовых рельсозахватов предусмотрены мощные электромагниты. Достоинством этой/ конструкции является способность поточного перемещения участков железнодорожных путей со стрелочными переводами.    

Рис. 23. Кран УК-25/9 на укладке железнодорожного пути звеньями длиной 25 м

Перспективным направлением повышения эффективности использования путепередвигателей непрерывного действия и механизации путевых работ в целом является обеспечение их специальным оборудованием. 

В Бандуровском карьере по чертежам УкрНИИПроекта на консольно-мостовом путепередвигателе установлено навесное оборудование, состоящее из поворотной колонки с гидрофицированной стрелой экскаватора Э-153А.