Содержание материала

Тракторные путеукладчики (табл. 51) предназначены для цикличной переукладки звеньев пути на практически неограниченный шаг. Они успешно применяются для перемещения путевой решетки в стесненных горных условиях и под питающими экскаваторы ЛЭП.

Таблица 51
Техническая характеристика некоторых тракторных путеукладчиков

Тракторный путеукладчик состоит из базовой машины, чаще всего бульдозера, и навесного приспособления для захвата, подъема и фиксации звеньев. Тракторные путеукладчики промышленностью в настоящее время пока не выпускаются.
Разработке и созданию путеукладчиков на базе гусеничных тракторов посвящены работы ряда научно-исследовательских и проектных институтов, а также горнодобывающих предприятий. В качестве базовой машины путеукладчиков принят трактор Т-100. В условиях Соколовско-Сарбайского ГОКа в содружестве с ИГД МЧМ СССР создана опытная модель путеукладчика на базе трактора Т-140 с гидроприводом навесного оборудования.
К преимуществам указанных путеукладчиков относится использование распространенной в карьерах базовой машины, которая имеет довольно простую конструкцию навесного механизма. 

Путеукладчик
Рис. 39. Путеукладчик на базе трактора Т-100
К недостаткам можно отнести нарушение устойчивости трактора (рис. 39).  К основным из них при цикличной переукладке путевой решетки звеньями относятся: необходимый по техническим требованиям шаг переукладки, усилия отрыва звеньев от балластно· го основания, грузоподъемность, устойчивость базовое машины с учетом веса навесного оборудования и звена предельные углы подъема, спуска и поперечного крена.
Результаты исследований и экспериментальных замеров, выполненных в условиях многих карьеров, показали, что шаг переукладки в сфере одного предприятие может изменяться от 16 м при работе экскаваторов ЭКГ-4 в забоях до 140 м при использовании экскаваторов ЭШ-6/60 и ЭШ-10/75 на отвалах.   

В этих условиях оптимальной моделью могут быть мобильные машины, способные передвигаться с высокой скоростью по пересеченной местности. Этим требованиям удовлетворяют бульдозеры на базе трактора ДЭТ-250.
Для определения усилий отрыва звеньев от балластного основания и их веса выполнены экспериментальные исследования в условиях Качканарского и Соколовско- Сарбайского ГОКов. Результаты этих исследований см. в табл. 37, данные которой свидетельствуют о том, что навесное устройство путеукладочной машины должно развивать усилия при отрыве звеньев до 10 тс, а грузоподъемная сила его должна быть не менее 6 тс. С учетом перспективного усиления карьерных железнодорожных путей железобетонными шпалами и рельсами Р-50 и Р-65 эти параметры должны составлять соответственно не менее 15 и 10 тс.
Устойчивость путеукладчика и предельные углы спуска, подъема и устойчивость бокового крена определялись расчетным способом по общепринятой методике. Результаты расчетов показали, что путеукладчик на базе трактора ДЭТ-250 с бульдозером Д-385 и концевой нагрузкой 10 тс, удаленной от центра тяжести трактора на 3,8 м, имеет четырехкратный запас устойчивости. Предельный угол подъема в этом случае составляет 17°, предельный угол спуска — 57°, предельный угол крена — 27. Эти параметры полностью удовлетворяя требованиям, предъявляемым горнотехническими усло виями большинства карьеров.   
Техническая характеристика тракторного путеукладчика конструкции ИГД МЧМ СССР

Расчетная сменная производительность при шаге
переукладки до 50 м, м . 600
Обслуживающий персонал, чел ... 1
Изготовитель базовой машины . Челябинский. завод дорожных машин
В табл. 52 приведен перечень деталей и оборудования, а также их количество и стоимость изготовления тракторного путеукладчика на базе ДЭТ-250 в соответствии с действующими ценами.

Таблица 52
Перечень комплектующих изделий и стоимость изготовления путеукладчика на базе трактора ДЭТ-250

Для определения экономической целесообразности создания и внедрения в карьерах тракторных путеукладчиков на базе трактора ДЭТ-250 выполнены расчеты удельных приведенных затрат для переукладки 1 км железнодорожных путей. Для расчета использованы фактические данные и показатели передовых железорудных карьеров.
Расчетный годовой экономический эффект при проектировании новых технологических процессов взамен применяемых определяется по формуле
(21)

где (C2+EK2) — годовые приведенные затраты при пу теукладочных работах с использованием тракторного путеукладчика; (C1+EK1) — годовые приведенные за траты на переукладочные работы с использованием существующих машин.

Таблица 53
Технико-экономические показатели путепереукладочных работ по вариантам

(22)
Исходя из этого, экономический эффект при использовании новой техники на переукладке 1 км пути составит
где C1, С2 — годовые эксплуатационные расходы, руб.; К1, К12 — капитальные затраты, руб.; Q1, Q2 — расчетная годовая производительность по перемещению путевой решетки сравниваемых машин, км; Е — коэффициент народнохозяйственной эффективности затрат.
С учетом того что шаг переукладки в карьерах изменяется в широких пределах, для сравнения выбраны три способа (варианта) переукладки:

  1. тракторным путеукладчиком на базе ДЭТ-250 на шаг 25—50 м;
  2. гусеничным краном Э-1251 на шаг до 25 м;
  3. железнодорожным краном КЖДЭ-4-25 на шаг более 25 м с вывозкой звеньев на одной платформе и с использованием тепловозов ТЭМ-1.

Данные для сравнения вариантов сведены в табл. 53. Одинаковые затраты на заработную плату бригадам путеукладчиков не учитывались.
С использованием данных табл. 53 удельные приведенные затраты составят:

Расчеты свидетельствуют, что экономия денежных средств на каждом переуложенном километре железнодорожных путей тракторными путеукладчиками по сравнению с гусеничными кранами (шаг перемещения до 25 м) составляет 63,5 руб. по сравнению с железнодорожными кранами при перевозке звеньев на платформах — 1313,5 руб. Эти показатели свидетельствуют о высокой эффективности и целесообразности использования тракторных переукладчиков для переукладки путей на шаг более 25 м.
Некоторые карьеры используют для путепереукладочных работ машины на базе тракторов без оснастки их навесными механизмами. К таким машинам относятся тракторные трубоукладчики и трелевочные тракторы. Примером применения трубоукладчиков для производства переукладки железнодорожных путей в стесненных горных условиях или под питающими экскаваторы ЛЭП может быть использование их в условиях Криворожского Центрального ГОКа (рис. 41). Технические данные этой машины приведены в табл. 51.


Рис. 41. Трубоукладчик ТЛ-4 на переукладке железнодорожных путей (Криворожский Центральный ГОК)