Содержание материала

Глава II
КАРЬЕРНЫЕ ПУТЕВЫЕ РАБОТЫ
§ 1. Горнотехнические факторы, влияющие на трудоемкость путевых работ
Эффективность технологических способов и средств механизации путевых работ в различных горнотехнических условиях изменяется в широких пределах.
К горнотехническим факторам, влияющим на трудоемкость путевых работ в карьерах, относятся физико-механические свойства разрабатываемых пород и полезных ископаемых, конфигурация месторождений в плане, способы экскавации горной массы.
Трудоемкость перемещения рельсо-шпальной решетки в условиях крепких пород с большим выходом негабаритных кусков и наличием неровностей на подошве уступов после взрывных работ значительно выше, чем при перемещении в условиях мягких пород. В первом случае эффективность существенно снижается за счет дополнительных операций при подготовке основания путевых трасс, трудовых затрат и расходов на балластный материал для ликвидации вертикальных колебаний их относительно проектной отметки. Во втором случае затраты на подготовку основания трасс сокращаются.
Процесс содержания путевой решетки в условиях скального массива с высокой несущей способностью основания трасс облегчается, так как в этом случае количество нарушений пути в профиле и плане уменьшается, а периодическая добавка балластного материала почти исключена.
Выявление факторов, влияющих на трудоемкость путевых работ, способствует правильной оценке результатов использования путевых машин, технико-экономическому анализу, выбору технологии и способов путевых работ, обоснованию создания новой путевой техники для различных условий и правильного ее выбора при техническом вооружении действующих и при проектировании  предприятий.   

Распределение карьеров по горнотехническим факторам, влияющим на трудоемкость путевых работ

Распределение карьеров по трудоемкости путевых работ с учетом горнотехнических условий эксплуатации месторождений приведено в табл. 7.
Расчетами установлено, что изменение осевой нагрузки подвижного состава на рельсы от 20 до 40 тс вызывает изменение удельного давления путевой решетки на грунт от 0,6 до 2 кгс/см2. Несущая способность грунтов, служащих основанием путевых трасс, водопоглощение и степень морозного пучения их в условиях карьеров различны. Для глин, охристых руд, торфянистых образований несущая способность колеблется в пределах 0,8 -2,5 кгс/см2, для слабых выветрелых пород и руд она составляет 2,5—8,0 кгс/см2, для скальных пород — более 8 кгс/см2.
В зависимости от крепости горных пород экскаваторные работы проводятся без рыхления, с частичным рыхлением и полным разрушением массива взрывами. Естественно, что для конкретных условий качество подготовки оснований путевых трасс, трудоемкость и используемые механизмы различны. Если в первой и во второй группах горных пород достаточно выполнение бульдозерных планировочных и грунтоуплотнительных операций, то в последнем случае требуется экскаваторная зачистка трасс, бульдозерная планировка и ликвидация неровностей подошвы уступов вторичным рыхлением, что существенно увеличивает трудовые затраты.
На основании анализа горнотехнических условий и показателей путевых работ ряда карьеров последние можно распределить по следующим категориям:

  1. категория — карьеры Камыш-Бурунского, Михайловского ЖРК, Лисаковского, Лебединского, Стойленского ГОКов, буроугольные разрезы Украины, Волчанские вскрышные разрезы комбината Вахрушевуголь, Ирша-Бородинский, Кумертауский разрезы и др.;
  2. категория — карьеры Криворожских ГОКов (Центрального, Северного), карьеры Ново-Киевский, Туканский, Сарбайский и Соколовский (верхние горизонты), разрезы Коркинские, Богословские, Томусинский и другие;
  3. категория — карьеры Оленегорского, Качканарского, Коршуновского, Южного и Ново-Криворожского бассейнов.

Соответственно этому категории карьеров разделены на две группы. При этом для карьеров III категорий для обеих групп рекомендуется цикличная переукладка. Это обусловливается трудоемкостью и высокой стоимостью планировки рабочих площадок для полной ликвидации «кочек», «ям» (возвышений или понижений от дельных участков) и необходимостью удаления всех кус ков горной массы с горизонта при способе непрерывной передвижки путевой решетки.