Глава III
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
И РАЦИОНАЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПУТЕВЫХ РАБОТ В КАРЬЕРАХ
§ 1. Эффективность путевых машин с железнодорожным ходом
Для производства путевых работ на железных долгах системы Министерства путей сообщения и промышленных предприятиях создана и выпускается отечественной промышленностью многочисленная группа путевых машин и механизмов, имеющих железнодорожный ход. Некоторые из них нашли широкое применение для выполнения путевых работ в карьерах.
Эффективность и рациональная область применения указанных средств зависят от многих факторов, определяющими из которых являются: прямолинейность путей; физико-механические свойства пород и полезных ископаемых; величина шага перемещения; усилия, потребные для отрыва путевой решетки от балластного основания и ее перемещения.
Зависимость производительности, трудоемкости и стоимости передвижки и переукладки рельсовых путей от горногеологических и горнотехнических факторов установлена при анализе современного состояния путевых работ в карьерах, рассмотренного в главе II.
Усилия отрыва путевой решетки от балластного основания и ее перемещения определялись экспериментальными работами. Для определения усилий, требующихся для подъема путевой решетки без разъединения ее на звенья, использовались гидравлические домкраты, оборудованные тарированными манометрами.
В табл. 36 приведены результаты экспериментов и расчетов усилий отрыва и подъема путевой решетки без разъединения ее на звенья в зависимости от высоты подъема по данным ИГД им. А. А. Скочинского.
Таблица 36
Усилия отрыва и подъема путевой решетки, состоящей из рельсов Р-50 и деревянных шпал
Высота подъема, мм | Длина стрелы подъема пути, м | Усилие, тс | ||
подъема путевой решетки | отрыва и преодоления сопротивления изгибу рельсов | всего | ||
100 | 24 | 5,47 | 0,75 | 6,22 |
200 | 28 | 6,36 | 0,89 | 7,25 |
300 | 30 | 6,79 | 0,92 | 7,71 |
350 | 36 | 8,11 | 1,14 | 9,25 |
Аналогичные исследования проводились институтом УкрНИИПроект на действующих путях буроугольных разрезов Украины.
Таблица 37
Усилия отрыва и масса звеньев длиной 12,5 м с деревянными шпалами при цикличной переукладке пути из рельсов Р-50
В результате этих работ установлено, что максимальные усилия вертикального подъема путевой решетки с рельсами Р-50 и деревянными шпалами составляют 8—9 тс при высоте подъема ее до 400 мм, поперечные усилия сдвига — 7 тс, продольные усиль рихтовки — 4 тс.
Технические средства перемещения железнодорожных путей
Для перемещения железнодорожных путей в условиях открытых горных разработок распространение получили путепередвигатели непрерывного действия (ПНД) укладочные краны, стреловые полноповоротные железно дорожные краны, путепередвигатели цикличного действия (ПЦД). Все эти машины имеют железнодорожный ход.