Содержание материала

Оценка эффективности технических средств путевых работ свидетельствует о том, что производительность, трудоемкость и стоимость их с использованием одних и тех  же машин в различных горногеологических и горно-механических условиях изменяются в широком диапазоне. При выборе путевого оборудования для технического перевооружения действующих карьеров или проектировании новых необходимо учитывать эти особенности.
К основным факторам, влияющим на эффективность применения тех или иных технических средств путевых работ в карьерах, относятся:
физико-механические свойства разрабатываемых горных пород и полезных ископаемых;
развитие фронта работ в забоях и на отвалах — прямолинейное или криволинейное — с учетом оценки этих показателей для конкретных машин;
общая ширина перемещения при переукладке или передвижке железнодорожных путей в зависимости от рабочих параметров погрузочного или отвального оборудования;
климатические условия;
конструкция двухколейной или многоколейной путевой решетки;
стоимость приобретения и эксплуатационные расходы и производительность путевых машин.
С учетом выполненных исследований методика выбора целесообразных путевых машин заключается в следующем. На основании данных о физико-механических свойствах горных пород и полезных ископаемых, климатических условий и объемов путеукладочных работ выбираются технические средства для подготовки основания путевых трасс и водоотвода.
С учетом категорий карьеров по трудоемкости путевых работ (см. табл. 7), изменения эффективности путепереукладочных машин в зависимости от ширины перемещения (шага переукладки) железнодорожных путей, типа рельсо-шпальной решетки (двухрельсовая, многорельсовая) определяется целесообразный состав путевой техники для перемещения, послеукладочного ремонта и содержания путей и контактной сети.

Целесообразные технические средства для подготовки основания путевых трасс с многократным использованием балластного материала и для водоотвода

В табл. 61 приведены целесообразные технические средства, рекомендуемые в зависимости от категории карьеров для подготовки основания путевых трасс с многократным использованием балластного материала и для водоотвода в соответствии с данными, изложенными во II и III главах книги.
На рис. 53 изображен характер зависимости изменения трудоемкости, производительности, стоимости путепереукладочных работ с использованием различных технологических способов и технических средств: укладочных кранов, тракторных путеукладчиков, железнодорожных кранов (отступающим ходом, с выкладкой звеньев на промежуточную трассу, с перевозкой звеньев на платформах), гусеничных кранов, путепередвигателей непрерывного и цикличного действия, турнодозеров.

Рис. 53. Затраты на переукладку 1 км пути в зависимости от шага переукладки I пути:
а — трудоемкость; б — сменная производительность; в — стоимость; 1 — укладочными кранами УК-12,5; 2 — тракторными путеукладчиками; 3 — стреловыми кранами; 3а — отступающим ходом; 3б — с выкладкой звеньев на промежуточную трассу; 3в — с перевозкой звеньев на одной платформе; 3г — непосредственная переукладка звеньев пути со старой трассы на новую гусеничными кранами); 4 — путепередвигателями цикличного действия; 5 — путепередвигателями непрерывного действия; 6 — турнодозерами

Построение графических зависимостей этого рисунка выполнено на основании расчетов и оценки путепереукладочной техники по данным передовых карьеров. По построенным графикам легко определить рациональную область применения путепереукладочных машин в карьерах при изменении общей ширины передвижки при непрерывном способе перемещения или шага переукладки при цикличном. 

Таблица 62
Рекомендуемые путевые машины и рациональная область их применения

Продолжение табл. 62

Таблица 63
Рекомендуемые способы и технические средства снегоуборочных работ и размораживания путевой решетки

Так, например, рациональная область применения турнодозеров в условиях карьеров Ι-А и ΙΙ-А категорий по сравнению с тракторными путеукладчиками ограничивается шириной перемещения рельсошпальной решетки по трудоемкости 50—53 м (на рис. 53 изображено пунктирной линией), по производительности 24—25 м, по стоимости работ 32—33 м. Небольшие трудовые и стоимостные затраты при перемещении путей турнодозерами и тракторными путеукладчиками по сравнению с денежными затратами при простое экскаваторов из-за путевых работ (стоимость одной экскаваторо- смены ЭКГ-4 — 120—140 руб., ЭКГ-8 — 210—230 руб.) определяют их рациональные области использования. Этот фактор оказывает ведущее влияние и при других способах перемещения. С учетом этого рациональная область применения турнодозера на передвижке рельсошпальной решетки ограничивается шириной перемещения 25—30 м.
В табл. 62 приведен рекомендуемый перечень путевых машин, рациональная область применения которых установлена аналогичными исследованиями применительно к конкретным горногеологическим и горнотехническим условиям.
При определении целесообразных способов и средств снегоуборочных работ и размораживания путевой решетки основными факторами являются климатические условия, протяженность железнодорожных путей, масштабы горных работ.
В табл. 63 приведен перечень рекомендуемых способов и технических средств снегоуборочных работ и размораживания путевой решетки в соответствии с климатическими зонами СССР и протяженностью железных дорог.
 Приведенные в таблицах 61—63 данные свидетельствуют о том, что в одинаковых горно-геологических, горнотехнических и климатических условиях некоторые технические средства путевых работ имеют близкие показатели по эффективности их использования. В связи с этим при окончательном выборе и комплектовании машин необходимо в каждом конкретном примере производить технико-экономические расчеты, на основании которых рекомендовать тот или иной комплект машин.