Содержание материала

К специальным конструкциям карьерных многорельсовых путей относятся пути для передвижения погрузочных машин непрерывного действия и железнодорожных составов. К этой же категории относятся рельсовые пути многочерпаковых экскаваторов или других погрузочных машин непрерывного действия, совмещенных с транспортно-отвальными мостами. Особенностями таких путей являются значительные осевые нагрузки и малые скорости передвижения экскаваторов.
В отечественной практике многорельсовые пути не получили широкого распространения в карьерах. Это обусловливается применением в настоящее время поточной технологии открытых горных работ лишь при разработке мягких и рыхлых горных пород. Однако прогрессивное направление внедрения поточной технологии в условиях слабых и скальных пород не исключает перспективы развития техники с многорельсовыми путями.
Многорельсовые пути при крупном масштабе работ используются в условиях карьеров Камыш-Бурунского ЖРК при разработке охристых руд, руд табачной разновидности, мягких вскрышных пород и в условиях буроугольных разрезов Украины при производстве вскрышных работ по удалению глинистых, песчаных и супесчаных пород и отработке мягких угольных пластов и пропластков.
Все многорельсовые пути, как правило, располагаются в карьерах и являются передвижными. К особенностям их конструкции и эксплуатации следует отнести прямолинейность, значительную протяженность, частую передвижку на небольшой шаг, изменяющийся в зависимости от параметров погрузочного оборудования от 0,6 до 4,5 м, низкую несущую способность грунтов основания трасс, восприимчивость их к смерзаемости, налипанию, морозному пучению. К положительным технологическим факторам применения многорельсовых путей в условиях указанных карьеров следует отнести возможность применения высокопроизводительного поточного (непрерывного) способа перемещения рельсо-шпальной решетки, чему в значительной степени способствует прямолинейное развитие горных работ, мягкие горные породы и отсутствие больших уклонов.
По числу нитей пути разделяются на следующие основные виды:
четырехрельсовые — все рельсы предназначены для передвижения экскаватора и опор транспортно-отвального моста;
пятирельсовые — три рельса используются для передвижения экскаватора, два — для движения локомотивосоставов;
шестирельсовые — четыре рельса служат для передвижения экскаватора, два — для движения локомотивосоставов.
В практике работ имеются пути с большим количеством рельсовых нитей. Преимущественное распространение получили указанные виды. Ширина колеи для импортного оборудования — локомотивосоставов составляет 900 мм, для передвижения экскаваторов — 1435 мм.
Многорельсовые карьерные пути могут иметь различные конструкции верхнего строения. Типы рельсов, используемых для этих путей, такие же, что и у обычных двухрельсовых (см. табл. 2). Распространение получили рельсы Р-43 и Р-50.
Для обеспечения необходимой прочности рельсошпальной решетки используются болтовые рельсовые скрепления. Это способствует применению непрерывного способа перемещения путевой решетки, исключающего многочисленные операции по разъединению стыковых  соединений рельсов и ослаблению скрепления рельсов со шпалами. Распространение получили скрепления типа Рудерт. 
Стыковые рельсовые накладки, в отличие от применяемых на обычных двухрельсовых путях, имеют специальный профиль. Это предопределяется свободным проходом рельсозахватных роликов путепередвигателей непрерывного действия при производстве передвижки путевой решетки.
В качестве подрельсового основания на отечественных предприятиях получили распространение деревянные и иногда железобетонные шпалы и брусья.
В условиях Камыш-Бурунского ЖРК используются деревянные шпалы. Длина их зависит от ширины колеи, числа рельсовых нитей и составляет для четырех- и шестирельсовых путей (колея 1435 мм) — соответственно две и три шпалы по 2,8 м, для пятирельсовых — одна шпала — 5,6 м.
Для одновременной передвижки всей путевой решетки при ее перемещении шпалы двух- или трехколейных путей соединяются между собой металлическими пластинами или тросами. Поперечное сечение шпал 220x240 мм. Перед установкой в путь все шпалы окантовываются полосовым металлом или проволокой. Для предотвращения вдавливания подкладок в шпалы применяются удлиненные подкладки с площадью опоры, в 2 раза превышающей площадь стандартной. Кроме этого, между подкладкой и шпалой устанавливается амортизирующий элемент (обычно резиновые прокладки из отработанной конвейерной ленты).
В качестве балластного материала чаще всего используется отсортированный щебень. В условиях Камыш-Бурунского ЖРК, кроме этого, используются отходы агломерационного производства.
Железнодорожные пути для движения локомотивосоставов за пределами многониточной рельсо-шпальной решетки представляют собой обычные двухрельсовые   пути и могут быть постоянными поверхностными или передвижными отвальными и забойными.