7.1.1. При проектировании электрооборудования и наружного освещения железнодорожных вокзалов, кроме требований настоящих норм, следует руководствоваться требованиями действующей главы строительных норм и правил (СНиП) "Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования", других глав СНиП, Правил устройства электроустановок (ПУЭ), государственных стандартов системы безопасности труда, отраслевого руководящего документа (РД) "Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта", инструкции ЦЭ-4846 "Категорийность электроприемников нетяговых потребителей железнодорожного транспорта", ведомственных норм
47. ВНТП-05-89/МПС "Определение категорий помещений и зданий производственного и складского назначения предприятий и объектов железнодорожного транспорта и метрополитенов по взрывопожарной и пожарной опасности" или документов, их заменяющих.
При проектировании электроснабжения и электрооборудования железнодорожных вокзалов следует также руководствоваться требованиями ВСН 59-88 Госкомархитектуры "Электрооборудование жилых и общественных зданий. Нормы проектирования", относящимися к общественным зданиям, если эти требования не противоречат требованиям настоящих норм.
- В проектах электрооборудования вокзалов должны предусматриваться решения, обеспечивающие экономию электроэнергии за счет применения экономичных источников света, местного, а также централизованного автоматического или дистанционного ручного управления освещением; диспетчеризации электрооборудования сантехнических устройств; частичной компенсации реактивной мощности (см также п.7.2.7.).
Таблица 7.1.
Окончание таблицы 7.1.
7.2. Электроснабжение
7.2.1. По степени обеспечение надежности электроснабжения электроприемники железнодорожных вокзалов должны относиться к категориям, указанным в таблице 7.1.
При невозможности по местным условиям осуществить питание комплексе электроприемников средних и крупных вокзалов вместимостью 300 пассажиров и более, в которых не предусмотрены системы автоматического пожаротушения и дымоудаления, от двух независимых внешних источников, допускается выполнять его от двух одно трансформаторных подстанций (ТП) или от разных трансформаторов двухтрансформаторных подстанций, подключенных к разным линиям 10 (в-20) кВ с устройством автоматического включения резервного питания (АВР) (см. также п.7.3.3.). В этом случае резервное питание электроприемников противопожарных устройств, связи и сигнализации следует осуществлять от автономных источников питания, предусматриваемых в технологических разделах проекта.
В крупных вокзалах для питания электроприемников эвакуационного освещения в помещениях с количеством одновременно находящихся в них пассажиров более 100, в помещениях камер хранения бее естественного освещения и на путях эвакуации из этих помещений рекомендуется предусматривать третий независимый источник питания, внешний или автономный.
Категорийность в отношении надежности обеспечения электроэнергией электроприемников встроенных в здание объектов бытового обслуживания должна приниматься на основании соответствующих норм проектирования.
Резервное питание электроприемников пожарной, охранной сигнализации, связи, устройств автоматизированной системы бронирования и продажи билетов и эвакуационного освещения железнодорожных вокзалов, сблокированных с постами электрической централизации (ЭП), диспетчерской централизации (ДЦ) и домами связи, рекомендуется осуществлять с шин гарантированного питания поста ЭЦ, поста ДЦ, дома связи.
7.2.2. ТП железнодорожных вокзалов следует, как правило, встраивать в пассажирское здание или пристраивать к нему при условии соблюдения требований санитарных и противопожарных норм.
Размещение встроенных и пристроенных ТП должно обеспечивать возможность подъезда автомобилей для транспортировки трансформаторов и другого оборудования ТП. Двери и ворота ТП, служащие для перемещения оборудования, не должны выходить в помещения для пассажиров, коридоры для их постоянного прохода, а также в помещения, по которым предусмотрена эвакуация пассажиров при пожаре.
Размещение встроенных или пристроенных ТП со стороны помещений, предназначенных для ночного отдыха пассажиров, не допускается.
7.2.3. Встроенные ТП, комплектные трансформаторные подстанции (КТП) и закрытые распределительные устройства (ЗРУ) напряжением до 10 кВ не допускается размещать под душевыми, ванными, уборными.
Над помещениями ТП, ΚТП, ЭРУ должна выполняться надежная гидроизоляция.
7.2.4. На встроенных ТП - КТП следует устанавливать не более двух масляных трансформаторов мощностью до 1000 кВ А каждый. Встроенные ТП и КТП с масляными трансформаторами следует размещать на отметках не выше 0.4 м от спланированной вокруг здания территории. Устройство под ними подвалов не допускается.
ТП с масляными трансформаторами не следует размещать над помещениями, в которых в пределах площади РУ и трансформаторных помещений может находиться более 50 человек продолжительностью более 1 часа.
7.2.5. Для электроснабжения железнодорожных вокзалов вместимостью 200 пассажиров и менее допускается предусматривать отдельностоящие ТП, размещение которых должно обеспечивать требуемый уровень напряжения на электроприемниках при экономически оправданных сечениях питающих линий. В этом случае в здании должна предусматриваться помещение для вводного распределительного устройства (ВРУ) или главного распределительного щита (ГРЩ).
Допускается размещение ВРУ или ГРЩ в одном из служебных помещений или в коридоре, не предназначенном для постоянного прохода пассажиров, при соблюдении требований 7.4.
7.2.6. Расчет нагрузок освещения, лифтов и другого подъемнотранспортного оборудования, санитарно-технических устройств, а также нагрузок размещаемых в вокзале предприятий бытового обслуживания пассажиров и других потребителей непроизводственного характера, входящих в комплекс вокзала, выполняется в соответствии с СН 59-88 по установленной мощности с учетом коэффициентов спроса и коэффициентов мощности (см. приложение 7).
Коэффициент спроса для расчета нагрузок рабочего освещения питающей сети и вводов вокзалов следует принимать в зависимости от установленной мощности по поз. 3 таблицы 7 ВСП 59-88. Коэффициенты спроса для расчета нагрузок потребителей, не указанных в приложении 7, принимаются на основании технологических заданий.
Расчетную электрическую нагрузку силовых вводов предприятий бытового обслуживания пассажиров следует принимать с коэффициентом несовпадения максимумов их нагрузок, равным 0,85.
Суммарная расчетная нагрузка комплекса вокзала должна быть не менее расчетной нагрузки наибольшей из групп потребителей.
7.2.7. Компенсацию реактивной нагрузки потребителей железнодорожного вокзала с входящей в его комплекс трансформаторной подстанцией (ТП) рекомендуется выполнять при суммарной расчетной мощности компенсирующего устройства 100 квар и более с установкой компенсирующего устройства на сторону 0,4 кВ ТП.
При питании железнодорожного вокзала на напряжении 0,4 кВ от ТП. не входящей в комплекс железнодорожного вокзала, компенсация реактивной нагрузки в здании вокзала не предусматривается. Необходимость компенсации реактивной нагрузки на шинах ТП определяется техническими условиями энергоснабжающей организации.
7.3. Схемы электрических схем
7.3.1. При питании электроприемников железнодорожного вокзала от встроенной (пристроенной) ТП в качестве ГРЩ, следует, как правило, использовать щит 0,4 кВ этой ТП.
При невозможности оборудования щита 0,4 кВ встроенной ТП требуемым количеством отходящих линяй допускается организация дополнительных щитовых.
При питании электроприемников от отдельностоящей ТП в здании железнодорожного вокзала можно, как правило, предусматривать
ВРУ ИЛИ ОДИН ГРЩ. Увеличение количества ВРУ или ГРЩ допускается при нагрузке на каждом из вводов в нормальном и аварийном режиме более 400 (630) А в зависимости от номинального тока отходящих от ТП линий.
BРУ для железнодорожных вокзалов вместимостью 100 пассажиров и более должно иметь две секции, а при вместимости менее 100 пассажиров допускается применять односекционные ВРУ с переключающимся рубильником на вводе.
7.3.2. У каждого из абонентов, расположенных в железнодорожном вокзале, должно устанавливаться самостоятельное ВГУ, питающееся от общего ВРУ или ГРЩ.
У мелких абонентов (палатки, киоски), размещаемых в пассажирских залах, на перроне, в тоннелях и имеющих постоянное подключение к сетям железнодорожного вокзала, на вводе должны устанавливаться отключающий и защитный аппараты и счетчик.
7.3.3. Электроприемники I категории по надежности электроснабжение рекомендуется группировать на самостоятельный щиты с подключением этих щитов через устройства АВР к разным секциям ВРУ или ГРЩ. В этом случае АВР на секционном выключателе ВРУ или ГРЩ не требуется.
Допускается, с учетом взаимного расположения ВРУ (ГРЩ и электроприемников I категории, условий эксплуатации и способов прокладки питающих линий до удаленных электроприемников, предусматривать АВР на вводах в здание.
Пожарные насосы, рабочие и резервные, должны питаться самостоятельными линиями от разных секций ВРУ или ГРЩ.
Устройство АВР не требуется для электроприемников I категории, в том числе для пожарных насосов, имеющих технологический резерв, включаемый автоматически. При этом линию, питающую одиночный электродвигатель, резервировать не следует.
7.3.4. Установки автоматического пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации (АПС) должны питаться электроэнергией по отдельным линиям от разных секций ВРУ или ГРЩ с установкой АВР вблизи потребителя.
Для железнодорожных вокзалов с односекционными ВРУ (ГРЩ) основное внимание установок АПС должно осуществляться от ВРУ (ГРЩ), а резервное питание - от резервного источника (см. п. 7.2.1) или от вводных кабелей через переключатель и автоматический выключатель. Выбор схемы резервирования производится на основании технологического задания, согласованного при необходимости с органами государственного пожарного надзора.
7.3.5. Питание электроэнергией автоматов для продажи билетов, квитанций оплаты провоза и хранения багажа, автоматических камер хранения ручной клади, разменных автоматов, внутренних и наружных световых указателей должно осуществляться по самостоятельным линиям как правило, от щита 0,4 кВ ТП, ВРУ или ГРЩ. В средних, больших и крупных вокзалах допускается подключение перечисленных потребителей к групповым щитам, питающим потребителей I категории (см. п.7.3.3.).
Количество линий для питания, расположенных в одном помещении групп билетопечатающих и разменных автоматов, кассовых аппаратов, автоматических камер хранения должно быть не менее двух с равномерным распределением потребителей между ними. К одной линии должно подключаться не более 10 автоматических камер хранения, объединенных в секцию.
Питание освещения каждой платформы должно осуществляться самостоятельной линией, подключаемой, как правило, к шинам 0,4 кВ ТП, ВРУ или ГРЩ. Допускается использовать для подключения распределительных линий освещения платформ один или несколько шкафов защиты и управления, устанавливаемых вблизи щита 0,4 кВ ТП, ВРУ или ГРЩ я подключаемых к шинам 0,4 кВ через общий защитный аппарат.
В пассажирских залах должны предусматриваться групповые линии с розетками для подключения автоматов по продаже газированной воды, соков и других напитков, Игровых автоматов, передвижных подогреваемых или охлаждаемых прилавков.
7.3.6. Нагрузки электрического отопления железнодорожных вокзалов, должны подключаться к отдельному распределительному щиту, питающему от ВРУ или ГРЩ самостоятельным фидером, или непосредственно к шинам ВРУ или ГРЩ через отдельный защитный аппарат.
Подключение нагрузок отопления встроенных в здание абонентов, имеющих отдельные ВРУ, должно быть выполнено аналогично.
7.3.7. На распределительных щитах залов, тоннелей, коридоров и других помещений должны предусматриваться самостоятельные группы с трехполюсными розетками для подключения моечных и других машин для уборки помещений.
7.4. Внутреннее электрическое освещение
7.4.1. В помещениях железнодорожных вокзалов, как правило, следует применять систему общего освещения.
В помещениях, включающих зоны различного функционального назначения, а также в помещениях с видеотерминалами рекомендуется, использовать систему общего локализованного освещения.
7.4.2. Аварийное освещение должно устраиваться в залах, пешеходных тоннелях, помещениях связи, электрощитовых, пунктах централизованного управления системами инженерного оборудования и вертикальным транспортом, кабинах билетных и багажных касс, комнатах матери и ребенка, здравпунктах, комнатах длительного отдыха пассажиров, помещениях военного коменданта и транспортной милиции, на постах пожарной охраны, в производственных помещениях предприятий общественного питания.
В помещениях станций пожаротушения, насосных, тепловых пунктов аварийное освещение предусматривается только при постоянном пребывании в них дежурного персонала или если электроприемники данных помещений относятся к потребителям I категории по надежности электроснабжения.
7.4.3. Эвакуационное освещение должно устраиваться в проходах помещениях, коридорах, холлах, на лестницах, служащих для эвакуации ладей из помещений, где может находиться одновременно более 50 человек, а также из здравпунктов и комнат матери и ребенка; в помещениях, где одновременно могут находиться более 100 человек; в производственных помещениях предприятий общественного питания, в торговых залах площадью более 90 м2 и на путях выходов из них.
Световыми указателям "Выход" должны быть оборудованы пути эвакуации людей. Их следует устанавливать у выходов из зданий и из помещений, где могут находиться более 100 человек, не коридоров, к которым примыкают помещения с общей численностью пребывающих более 50 человек.
В пешеходных тоннелях, имеющих ответвления, следует устанавливать световые указатели направления движения.
Световые указатели "Выход" должны присоединяться к сети эвакуационного, а при его отсутствии - аварийного освещения,
Световые указатели системы информации пассажиров должны устанавливаться по технологическому заданию и присоединяться отдельными группами к сети рабочего (дежурного) освещения, не отключаемого в любое время суток.
7.4.4. Освещенность помещений железнодорожного вокзала следует принимать по таблице 7.2.
Освещенность помещений предприятий бытового обслуживания пассажиров, встроенных в здание, вспомогательных и общетехнических помещений следует принимать по главе СНиП "Естественное и искусственное освещение" и РД "Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта".
При проектировании искусственного освещения в помещениях железнодорожных вокзалов следует принимать коэффициенты запаса Кз=1,5 для газоразрядных ламп и Кз=1,3 для ламп накаливания.
Таблица 7.2
Примечание: I. Освещенность приведена для газоразрядных ламп как рекомендуема источников света. При использовании ламп накаливания допускается снижение освещенности на одну ступень.
- "*" отмечены помещения, где следует предусматривать розетки.
- Освещенность дана от систем комбинированного освещения.
- В помещениях, оборудованных дисплеями и видеотерминалами - не менее 400 лк в плоскости стола, клавиатуры, от 150 до 200 лк - в плоскости экрана.
- Общее освещение помещений железнодорожного вокзала следует, как правило, осуществлять светильниками с люминесцентными лампами.
Применение ламп накаливания рекомендуется:
для местного освещения;
для освещения технических помещений без постоянного пребывания людей;
в пожароопасных и взрывоопасных помещениях, помещениях с тяжелыми условиями среды при отсутствии технической возможности применения газоразрядных ламп;
для дежурного освещения в помещениях ночного отдыха пассажиров.
Типы люминесцентных ламп для освещения витрин и торговых залов, размещаемых в залах железнодорожного вокзала предприятий торговли следует принимать в соответствии с ВОН 59-88/Госкомархитектура "Электрооборудование жилых и общественных зданий. Нормы проектирования".
В отдельных случаях допускается применение ламп накаливания или маломощных ламп ДРЛ для освещения, выявляющего особенности архитектурных форм и создающего дополнительный декоративный эффект в помещениях для пассажиров. При применении ламп ДРЛ должны быть предусмотрены мероприятия, исключающие вредное воздействие на органы зрения.
- Для внутреннего освещения железнодорожных вокзалов должны использоваться преимущественно серийно выпускаемые осветительные приборы (ОП).
Для железнодорожных вокзалов, располагаемых в столицах союзных и автономных республик, областных центрах, курортных городах по согласованию с заказчиком допускается с учетом повышенных требований к интерьерам вестибюлей, пассажирских залов, ресторанов применять люстры, торшеры, бра и другие ОП индивидуального изготовления, разрабатываемые в качестве элементов архитектурного оформления.
Размещение ОП в помещениях вокзала должно обеспечивать возможность применения для обслуживания ОП преимущественно напольных инвентарных передвижных средств доступа (приставные лестницы, стремянки, телескопические подъемники, вышки и т.п.). В обоснованных случаях допускается обслуживание ОП с проходных подвесных потолков и специальных светотехнических мостиков или галерей.
- В помещениях, где оборудуются рабочие места с видеотерминалами (кассы и другие помещения автоматизированных систем бронирования и продажи билетов, справочные залы) общее освещение или общее в системе комбинированного следует выполнять в виде локализованного располагаемыми сбоку от видеотерминалов светильниками прямого света со специальным светораспределением. Яркость светильников в зоне углов излучения 50-90 градусов не должна превышать 200 кд/м2. При невозможности выполнения этого требования или при высоте помещений менее 3 м допускается использование общего равномерного освещения светильниками отраженного света.
Коэффициент Запаса для системы общего освещения при люминесцентных лампах следует принимать 1,3.
Местное освещение в системе комбинированного следует использовать исключительно для освещения горизонтальной поверхности стола, где производится работа с бумажными носителями информации. Коэффициент пульсации освещенности от местного освещения не должен превышать 5%.
Наружное освещение
- Для наружного освящения железнодорожных вокзалов следует применять осветительные приборы с лампами ДНаТ и ДРЛ, а в теплых климатических зонах- о люминесцентными лампами типа ЛБ.
Наружное освещение не должно мешать ясной видимости сигнальных огней.
- Среднюю освещенность перронов и переходов следует принимать в соответствии с табл. 7.3. Нормы освещенности, приведенные в табл. 7.3., принимаются одинаковыми для любых источников света.
Минимальная освещенность пассажирских платформ, пешеходных тоннелей, открытых пешеходных мостов и переходов станций должна быть не менее установленной РД "Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта".
Минимальную освещенность от системы аварийного освещения пассажирских платформ следует принимать 0,2 лк.
- Опоры наружного освещения боковых пассажирских платформ должны устанавливаться, как правило, за пределами платформ, а островных платформ - по оси платформ.
Таблица 7.3.
В торцах пассажирских платформ, не имеющих лестниц в пандусов и не предназначенных для прохода, а также рядом о входами в пассажирские тоннели и сходами пешеходных мостов и закрытых переходов и в других стесненных местах это расстояние может быть уменьшено до I м, за исключением основных путей прохода пассажиров.
Для освещения пассажирских платформ допускается попользовать светильники, монтируемые на продольной цепной подвеске, закрепляемой на ригелях жестких поперечин, конструкциях пешеходных мостов и закрытых переходов над путями.
Для анкеровки цепных подвесок освещения следует использовать анкерные опоры, устанавливаемые за пределами пассажирских платформ. На торцевых платформах для анкеровки цепной подвески освещения рекомендуется использовать опоры, устанавливаемые по оси тупиков, в том числе, опоры, на которые анкеруется контактная сеть. Расстояние от усиленного упора до внутренней грани анкерной опоры должно быть не менее 5 м. Допускается при невозможности установки анкерных опор анкеровать цепные подвески освещения на растяжках к стенам зданий железнодорожных вокзалов на закладные детали, предусматриваемые в конструкции здания.
Высота расположения светильников должна обеспечивать возможность безопасного обслуживания с помощью передвижных напольных подъемных устройств. При использовании стремянок для обслуживания светильников на цепной подвеске высота от верха пассажирской платформы до низа светильника должна быть не более 5 м.
При наличии жестких поперечин с осветительными приборами, предназначенными для освещения путевого развития, допускается установка на них прожекторов и светильников о лампами ДРЛ в ДНаТ для освещения пассажирских платформ при условии соблюдения норм по равномерности освещения и обеспечения безопасного обслуживания осветительных приборов.
7.5.4. Размещение светильников и электропроводки к ним на платформах электрифицированных участков должно обеспечивать возможность безопасного обслуживания осветительной установки без снятия напряжения с контактной сети и привлечения персонала, эксплуатирующего контактную сеть.
7.5.5. Для освещения перрона между зданием железнодорожного вокзала и ближайшим пассажирским путем рекомендуется устанавливать светильники или прожекторы на стене или крыше здания при условии применения для их обслуживания стационарных (мостики, площадки, огражденные лестницы) или инвентарных передвижных напольных средств доступа.
7.6. Управление освещением
7.6.1. Наружное освещение железнодорожного вокзала должно иметь дистанционное управление, а освещение помещений для пассажиров - центральное управление. Управление наружным освещением и освещением помещений для пассажиров должно осуществляться из пункта централизованного управления системами инженерного оборудования, а при его отсутствии - из помещения о постоянным дежурным персоналом. Пункт управления наружным освещением железнодорожного вокзала должен иметь связь с пунктом управления наружным освещением станции.
Допускается при отсутствии в железнодорожном вокзале постоянного персонала предусматривать управление наружным освещением из пункта управления освещением станции.
Освещение предприятий торговли, общественного питания в других объектов, имеющих отдельные ВРУ, а также комнат матери и ребенка; комнат отдыха, камер хранения и других помещений о постоянным пребыванием обслуживающего персонала в систему централизованного управления освещением включать не следует.
7.6.2. Схема управления освещением пассажирских платформ должна предусматривать возможность снижения освещенности в период отсутствия поездов до величин, установленных Нормами искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта.
7.7. Конструктивное выполнение электрических сетей.
7.7.1. Конструктивное выполнение электропроводок в помещениях для пассажиров должно учитывать требования, предъявляемые к оформлению интерьеров и улучшенной отделке помещений. Рекомендуется применять преимущественно скрытые проводки, а также проводки за подвесными потолками. При этом должна быть обеспечена возможность замены проводки без вскрытия полов и облицовки стен из долговечных материалов.
7.8. Учет и измерение
1.1.1. В железнодорожных вокзалах следует предусматривать раздельный учет электроэнергии для потребителей вокзала л сторонних потребителей. Расход электроэнергии на электрическое отопление должен учитываться отдельно от расхода ее на другие нужды.
1.9. Заземление. Молниезащита. Защитные меры безопасности.
1.9.1. Заземление в железнодорожных вокзалах должно выполняться в соответствии с "Правилами устройства электроустановок", ВСН 59-88 и другими нормативными документами.
В дополнение к токоприемникам, перечисленным в п.15.4 ВСН 59-88, следует применять отдельный проводник, равный фазному, для зануления металлических корпусов автоматических камер хранения, билетопечатающих и разменных автоматов, устанавливаемых в подвальных помещениях и тоннелях, а также игровых и торговых автоматов. Указанный проводник следует прокладывать от щитка, к которому подключен данный токоприемник. Использование для этой цели рабочего нулевого проводника запрещается.
1.9.2. Молниезащиту зданий железнодорожных вокзалов следует предусматривать в соответствии с Инструкцией по устройству молниезащиты зданий и сооружений.
1.9.3. Необходимость устройства защитного светоограждения здания железнодорожного вокзала и его выполнение должны определяться в порядке, установленным разделом "Дневная маркировка и светоограждение высотных препятствий" наставления на СГА-86 Министерства гражданской авиации.
1.10. Эксплуатация электроустановок.
1.10.1. Для хранения и ремонта светильников и электрооборудования в железнодорожных вокзалах при числе обслуживаемых светильников 300 и более необходимо предусматривать отдельное помещение из расчета 10 м2. При количестве светильников менее 300 в служебных помещениях должно быть выделено рабочее место для их мелкого ремонта.
Вышедшие из строя люминесцентные лампы и лампы ДРЛ следует до вывоза на пункты утилизации и дезактивизации ртути, хранить в специальном помещений в упаковочных коробках.
1.10.2. Для хранения инвентарных технических средств для обслуживания светильников в железнодорожных вокзалах должны быть выделены помещения или места, не мешающие проходу и размещению пассажиров.