Содержание материала

Соображения, касающиеся конструкции вокзалов. Тенденции, наблюдающиеся в проектировании вокзалов. Реконструкция вокзалов. Новые вокзалы. Комбинированные конструкции. Отопление и освещение

железнодорожный вокзал

Железнодорожные вокзалы должны полностью отвечать требованиям, которые к ним предъявляются. Это относится как к вновь строящимся вокзалам, так и к старым, подлежащим реконструкции. Многие железнодорожные вокзалы, построенные на действующих линиях, однотипны.
В настоящее время можно услышать высказывания относительно того, что вокзалы должны соответствовать современным пассажирским поездам. Некоторые поезда приобретают все более роскошный вид. В то же самое время большое количество дорог, которым угрожает перспектива терпеть убытки при перевозке пассажиров, почты и багажа, занялись вагоностроением, чтобы создать более дешевые пассажирские вагоны, эксплуатационные расходы на которые были бы меньше, чем на некоторые современные «роскошные поезда». Что касается вокзалов, то проектировщик не должен забывать, по крайней мере, о двух старинных железнодорожных хороших требованиях: об экономичности ухода за вокзалами и о их прочности.
Хотя и приятно знать, что многие считают архитектуру самым основным качеством здания и хотя архитектура может являться показателем культуры, все же обычно здания строят не для того, чтобы создать архитектуру, а с какой-либо практической целью. За исключением некоторых больших конечных пунктов и небольшого количества вокзалов, посещаемых большим количеством людей, все железнодорожные здания построены не для украшения, а для того, чтобы пользоваться ими и эксплуатировать их.

Девять требований, предъявляемых к конструкциям вокзалов.

При строительстве большинства станционных зданий имеются различные соображения, которые необходимо учитывать в большей степени, чем даже вопросы архитектуры и техники. Такими соображениями являются: 1) характер требуемых зданий; 2) требования, которые будут предъявляться к зданиям; 3) финансовые возможности; 4) порядок использования земли и расположение станции; 5) вопросы архитектуры и конструкции; 6) изготовление строительных деталей; 7) сборка деталей на месте; 8) эксплуатация зданий и уход за ними; 9) ремонт.
В состав пассажирской станции входят: здания, пути, определенный участок земли и все устройства, предназначаемые для обслуживания пассажирских поездов в пределах станций. Такими устройствами являются: здания, платформы, вагонные парки и другие устройства, созданные для обслуживания пассажиров. По размеру и своей значимости пассажирские здания изменяются от небольших павильонов, расположенных на пригородных линиях, до больших и претенциозных зданий, находящихся в городах. При проектировании пассажирских зданий должно быть предусмотрено не только помещение для пассажиров, но и помещение для почтовых операций, транспортной конторы и багажа, а также для обработки вагонов, для отопительных устройств и приспособлений для мытья и ремонта зданий. Для обеспечения возможности координации всех этих операций считается наиболее целесообразным размещать все эти устройства в одном здании или под одной крышей.

Представление о новой станции.

Первое и второе соображения, на которые надо обращать серьезное внимание при проектировании новых станций, тесно связаны между собой. Работники железных дорог должны обладать способностью мысленно представлять себе станцию, которая удовлетворяла бы настоящим и будущим требованиям коммерческой деятельности железной дороги. Отделение движения, производственный отдел и отделение эксплуатации при решении этого вопроса должны объединиться с местными муниципалитетами, планирующими организациями, коммерческой платой, строительными организациями и банками. Во многих случаях эти же соображения остаются в силе, когда дело касается реконструкции существующих станционных устройств.

Стоянки автомашин.

Одной из наиболее сложных проблем, с которыми встречаются железные дороги, являются стоянки для автомобилей клиентов. Обычно большая часть пассажиров поступает на вокзал из прилегающих к станции районов, которые можно назвать районами тяготения. Это будет еще более справедливо в том случае, если для автомашин будут обеспечены удобные и дешевые стоянки. Развитие территории станции, в состав которой входят наружные устройства — такие, как подъездные пути, пешеходные дорожки, парки и места стоянки автобусов и такси, а также места, отведенные для почтовых и транспортных операций, в большой степени зависит от предполагаемого количества частных автомобилей.
При оборудовании стоянок должны быть предусмотрены запасные устройства, характер которых определяется особенностями железнодорожной клиентуры.

Тенденции в конструировании вокзалов.

В связи с развитием воздушного транспорта и использованием для переездов частных автомобилей в конструкции железнодорожных вокзалов наблюдаются новые тенденции. Для того чтобы привлечь пассажиров, в настоящее время большое внимание уделяется устройствам, касающимся комфорта пассажиров. Новые тенденции заключаются в применении привлекательной, приятной внутренней отделки зданий, в отказе от деревянных скамеек, во все более частом применении на вокзалах обстановки клубного типа, в кондиционировании воздуха во всех комнатах, посещаемых пассажирами,включая и служебные помещения, обслуживающие пассажиров, в применении автоматических шкафчиков для багажа, размещаемых в определенных пунктах вокзала, и в усовершенствовании устройств для хранения ручного багажа (рис. 1).
С помощью применения электронного оборудования значительно повышается скорость продажи железнодорожных билетов. Сезонные билеты, билеты, действительные по нескольким дорогам, и билеты в спальные вагоны можно продавать там же, где и обычные билеты (рис.2).

шкафчики для хранения багажа
Рис. 1. Автоматические шкафчики из нержавеющей стали для хранения багажа

Расположение вокзала обычно зависит от размеров полосы отчуждения, за исключением тех случаев, когда предполагается изменение трассы железной дороги. При этом выгоднее приобретать землю заранее, чем в самый последний момент. Аналогично дорога может с большей для себя выгодой продать свою собственность в том случае, если заранее известно, что существующая трасса дороги будет уничтожена или значительно изменена.
Финансовое утверждение не должно осуществляться до передачи на рассмотрение всего проекта, но можно заранее подсчитать большую часть расходов для предварительного ознакомления с ними дирекции дороги, которая может одобрить или не одобрить предстоящее мероприятие.
Стандартные проекты не всегда удовлетворяют предъявляемым к ним требованиям. Меняющиеся условия эксплуатации железных дорог, так же как и изменения, происходящие внутри отдельных районов тяготения, приводят к тому, что стандартные типы вокзалов становятся не пригодными. Большая разница в общественных интересах и различие в характере промышленной и сельскохозяйственной продукции представляют собой факторы, в значительной степени влияющие на характер оборудования вокзалов, даже в том случае, если они находятся в одинаковых по размеру городах и на одной и той же дороге. Большое разнообразие строительных материалов и оборудования и появление все новой продукции производства делают затруднительной стандартизацию применяемых конструкций и деталей.
Билетные кассы
Рис. 2. Билетные кассы, расположенные внутри вокзала

Автоматические двери, приводимые в действие с помощью нескольких типов механизмов, позволяют осуществлять более быстрый вход и выход пассажиров из вокзала. Большая часть пассажиров в настоящее время имеет ручной багаж из-за того, что носильщики слишком дороги, а отчасти и потому, что в настоящее время снизилось количество багажных поездов. Автоматические двери позволяют пассажирам передвигаться более свободно и быстро. При автоматических дверях в холодную погоду происходит меньшая потеря тепла, так как в этом случае промежуток времени, в течение которого дверь бывает открыта, короче.
Репродукторы, применяемые для объявления о движении поезда, снижают требуемое количество справочных бюро и устраняют необходимость для пассажиров часто заходить в них за справками. Репродукторы располагаются во многих местах, посещаемых пассажирами, где их информируют о прибытии и отправлении поездов.
На более оживленных вокзалах уже давно применяются эскалаторы. Они необходимы в том случае, когда залы ожидания и пункты прибытия поездов отделяют от станционных платформ длинными лестницами. Эскалаторы используются также на многих вокзалах для ускорения передвижения пассажиров от платформ, к которым прибывают поезда, к выходу в том случае, если выход расположен выше уровня платформ. На многих вокзалах для транспортировки багажа, почты и срочных грузов применяются подъемники. На тех вокзалах, где нет специальных лифтов для пассажиров, эти подъемники используются и для поднятия больных пассажиров. Новыми устройствами для перемещения пассажиров на вокзалах, где при переходе из зала ожидания на платформы и другие помещения приходится преодолевать большие расстояния, являются двигающиеся тротуары. С помощью этого устройства можно преодолевать крутые уклоны и небольшие повороты.
Рестораны с кондиционированным воздухом, буфеты, бары и автоматы, отпускающие напитки и пищу, на многих вокзалах заменили столовые, которые занимали слишком много места. При планировке надо предусмотреть помещения для арендаторов, их складов и необходимых для их обслуживания устройств.
Многие из более крупных арендаторов имеют свой собственный штат архитекторов и инженеров, который используется при проектировании или реконструкции вокзалов.

РАСПОЛОЖЕНИЕ И ВИД НАДПИСЕЙ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОКЗАЛАХ

На полустанках и мелких станциях без навесов считается достаточным наличие одной надписи, расположенной со стороны путей, указывающей наименование станции.
На более крупных станциях, без навесов или с коротким навесом, рекомендуется следующее расположение надписей, указывающих наименование станции:
а)  с каждого конца здания под прямым углом к пути;
б)  надписи на столбах на достаточном расстоянии от вокзала и расположенные параллельно путям;
в)  на узловых станциях или в особых случаях можно располагать надписи по желанию или в соответствии с пп. «а» или «б».
На станциях с длинным навесом или на станциях с большим количеством путей и навесами между группами путей, включая и конечные станции, надписи рекомендуется располагать параллельно путям на столбах, находящихся за пределами навесов.
Рекомендуется применять накладные надписи с буквами светлого цвета, помещенными на темном фоне; надо обращать внимание на то, чтобы фон был матовым или не отражающим света; в этом отношении показала хорошие результаты голубая или черная смальта. Не рекомендуется вместе с названием станции указывать расстояние от главной тупиковой станции или другие сведения.
Нужно уделять внимание расположению надписей и расстоянию между буквами. Надписи, которые должны быть видимыми ночью, надо хорошо освещать.

ОТКРЫТЫЕ ПАВИЛЬОНЫ

Конструкции такого типа иногда требуются для удобства пассажиров на небольших остановочных пунктах или на удаленных пунктах в областях с плотным населением. Обычно такие павильоны бывают двух типов. Один тип павильона состоит из крыши зонтичного типа (рис. 5) и продольной стенки, делящей пополам площадь, расположенную под крышей; с каждой стороны стенки стоят скамейки. Другой тип павильона представляет собой постройку, закрытую с трех сторон; остается открытой только сторона, обращенная к пути.
Открытый павильон на остановочном пункте
Рис. 5. Открытый павильон на остановочном пункте
Павильоны могут быть построены из кирпича, цементных блоков или из сборных бетонных плит с изготовленной предварительно или на месте крышей со свесом. Если павильон необходимо освещать, то желательно осветительную арматуру помещать в углублениях плиты покрытия. Конструкция павильона может представлять собой также металлический или деревянный каркас с металлической или деревянной обшивкой.

КОМБИНИРОВАННЫЕ ВОКЗАЛЫ

Такие вокзалы применяются в небольших городах, где грузовое и пассажирское движение не настолько велико, чтобы иметь для него отдельные станционные устройства и многочисленный отдельный штат служащих. Такой вокзал обычно состоит из зала ожидания, конторы, помещения для багажа, транспортной конторы и склада для грузов; при этом необходимо предусмотреть достаточно места для хранения товаров и совершения требуемых торговых операций.
Пол в помещении для грузов обычно приподнят до уровня пола вагонов; несущая поверхность пола на станциях более высокого класса делается из цемента или шпунтованных кленовых досок; на вокзалах меньшего значения пол делается из сосновых досок шириной ~ 51 мм.
На некоторых станциях, обслуживаемых грузовыми тележками, иногда отдельные вагоны с грузом отцепляются и разгружаются непосредственно получателем груза. Очевидно, это целесообразно делать только на таких станциях, на которых преобладающее количество грузов или прибывает или отправляется.
Комбинированные станционные здания другого типа могут встретиться на тех станциях, где находятся железнодорожные учреждения. Обычно они представляют собой участковые конторы, в состав которых входит почти весь или даже весь штат начальника участка. Сюда могут быть включены также конторы движенцев, контора коммерческой службы и юридическая контора. Конторы должны иметь отдельные входы, чтобы не мешать проходу пассажиров. На больших станциях отводится место также для контор нежелезнодорожных предприятий, служащие которых совершают частые поездки по железной дороге или имеют торговые дела с различными железнодорожными организациями.
Отопление, вентиляция, освещение и санитарное обслуживание являются существенными элементами ухода за устройствами железнодорожных вокзалов; эти вопросы подвергались подробному изучению со стороны как AREA, так и работников железных дорог. Кондиционирование воздуха является сравнительным новшеством и обычно применяется в зданиях, расположенных в южных штатах, а также и в более северных районах, где бывает жаркое и сырое лето.

ОСВЕЩЕНИЕ

Освещение железнодорожных вокзалов претерпело много изменений. Почти везде применяется исключительно флуоресцентная осветительная арматура, благодаря ее приятному внешнему виду и хорошим осветительным качествам; кроме того, расход энергии при таком освещении меньше, чем при эквивалентном освещении лампочками накаливания. Во многих случаях хороший эффект дает освещение отраженным светом, но в этом случае стоимость монтажа, эксплуатации и ухода за арматурой оказывается значительно выше. В ночное время необходимо обеспечить наружное освещение здания. В этом случае к обычному освещению может быть добавлено освещение прожектором заливающего света, а надписи на станции могут освещаться различным образом размещенными неоновыми лампами.

ОТОПЛЕНИЕ

Обогревание станционных зданий обычно осуществляется калориферами, паровым или водяным отоплением, печами или электрическими нагревателями.
В некоторых случаях источником тепла является теплоцентраль, но в большинстве случаев применяются индивидуальные источники тепла. При выборе системы отопления надо остановиться на самом простом, надежном и безопасном способе; при этом надо принимать во внимание простоту смены секций, горелок, колосниковых решеток, дымовых труб и другого оборудования и поручать это дело осведомленному человеку. Подробное описание обогревательных устройств может быть найдено в статье «Отопление зданий и кондиционирование воздуха».

ВОДОПРОВОД И КАНАЛИЗАЦИЯ

Водопроводно-канализационная система и металлическая арматура должны быть очень прочными. Умывальники надо изготовлять из толстого фарфора и прочно прикреплять к стенам или устанавливать на пьедесталах. Для умывальников и писсуаров предпочитают применять промывочные клапаны, если питающий водопровод подает достаточное количество воды; если рядом с туалетной комнатой поместить запасный резервуар, то тогда для этого можно использовать и водопроводную линию с трубами малого диаметра.
В более современных туалетных комнатах широко применяются различных цветов перегородки, сделанные из стальных листов. Они экономичны, гигиеничны и долгое время не теряют приятного вида. На станциях более высокого класса часто применяются перегородки мраморные, шиферные или из строительного стекла с деревянными или металлическими дверями.
На пассажирских станциях много внимания приходится уделять уходу за металлической арматурой, особенно за дверными замками и механическими приспособлениями для закрывания дверей. Практически все поворачивающиеся двери должны быть снабжены прочными механическими приспособлениями для их закрывания. В багажных помещениях, в товарных конторах, в помещениях для грузов обычно делают задвижные двери, двигающиеся по роликам или по каткам и имеющие очень прочные запоры.
На вокзалах более высокого класса должны быть водяные холодильники, питающиеся электрической энергией, и фонтанчики питьевой воды или устройства, являющиеся комбинацией холодильников и фонтанчиков; иногда в стенных шкафах багажного помещения, конторы или других помещений, куда не имеет доступа широкая публика, устанавливают ледники, из которых по трубопроводу вода идет в фонтанчики с питьевой водой, предназначенные для общего пользования. В тех случаях, когда бывает невозможно осуществить сочетание холодильника с фонтанчиком, часто применяют изолированный стальной или железный резервуар, имеющий на дне змеевик; таким образом предупреждается контакт льда с питьевой водой. Такое устройство бывает достаточным на небольших станциях, но производительность его слишком мала для того, чтобы снабдить водой станции, которые ежедневно пропускают свыше нескольких сот человек.
Необходимо отметить, что в этой главе мы только слегка коснулись больших железнодорожных вокзалов. Устройство их, как и промежуточных вокзалов в больших городах, требует специального изучения, во-первых, вследствие их высокой стоимости, а во-вторых, благодаря особенностям, присущим различным районам страны.