Содержание материала

3.1. Общая планировка железнодорожного вокзала, пути движения пассажиров; инженерное оборудование должны проектироваться таким образом, чтобы обеспечить эффективное и быстрое выполнение всех операций по обслуживанию пассажиров при одновременном соблюдении мер по их безопасности и комфорту.
Протяженность пешеходных путей для пассажиров должна быть минимальной, а при вместимости вокзала более 700 пассажиров следует предусматривать разделение потоков отправления и прибытия.
Разделению подлежат также помещения, пути следования и устройства, предназначенные для пассажиров прямого и пригородного сообщений.

вокзал

Основные расчетные показатели.

3.2.      Вместимость железнодорожного вокзала зависит от расчетного годового потока пассажиров отправления -и расчетной вместимости вокзала -(определяются отдельно для пассажиров прямого сообщения и для пригородных пассажиров).
- определяется числом пассажиров отправления за расчетный год (включая транзитных пассажиров) на основании технико-экономических обоснований: для малых, средних и больших вокзалов - на 10-й год эксплуатации вокзала после окончания его строительства, для крупных - по заданию на проектирование, но не менее чем на 15-ый год.
Обязательным является анализ динамики роста потоков пассажиров отправления за предшествующие расчетному году 5 лет и за месяцы наиболее интенсивных потоков пассажиров за эти годы. - определяется числом одновременно обслуживаемых пассажиров отправления с учетом пассажиров прибытия, а также провожающих и встречающих, которые могут единовременно разместиться в помещениях пассажирского здания.
3.3.      Расчетный суточный лоток пассажиров для железнодорожного вокзала, обслуживающего пассажиров прямого сообщения определяется за расчетные сутки по форме (I):
где:

С - среднесуточный за расчетный год поток пассажиров отправления;
К1 - коэффициент сезонной неравномерности, учитывающий изменение среднесуточных потоков пассажиров за три наиболее нагруженных месяца года по сравнению с С; принимается от 1.1. до 1.3;
K2 - коэффициент, учитывающий пассажиров прибытия, а также встречающих и провожающих, принимается от 1.1. до 1.25;
K3 - коэффициент суточной неравномерности, учитывающий изменение суточных потоков пассажиров по двум наиболее загруженным дням недели (например,)
принимается от 1.0 до 1.15;
3.4.        Расчетная вместимость вокзала для пассажиров прямого сообщения определяется по формуле (2), округляется и принимается кратной 100, а для железнодорожных вокзалов малой вместимости - кратной 50;

где:- устанавливается по данным формулы (I);
Н - норма расчетной вместимости вокзала в процентах от С, принимается по табл. 3.1

Таблица 3.1

Примечания.
1. При определении расчетной вместимости вокзала в новых городах, а также при строительстве новых железнодорожных линий необходимо учитывать данные о проектируемой численности населения в регионе, определяемые Госпланом СССР и Госстроем СССР и предполагаемой средней и наибольшей подвижности населения, согласно статистическим данным.
2. Определение расчетной вместимости вокзала по пригородным пассажирам см. Нормы проектирования железнодорожных вокзалов для пригородных пассажиров.
3.5. В зависимости от расчетной вместимости к малым железнодорожным вокзалам относятся вокзалы на 50, 100, 200 пассажиров: к средним - более 200 до 700 пассажиров; к большим - более 700 до 1500 пассажиров; к крупным - более 1500 пассажиров. Вокзалы на 50, 100 и 200 пассажиров следует проектировать, как правило, типовыми о возможность» корректировки архитектурных решений фасадов при привязке проекта.

Требования к проектированию железнодорожных вокзалов для пассажиров прямого сообщения.

3.6. Взаимосвязь помещений железнодорожного вокзала и маршруты движения пассажиров определяются следующим порядком производства основных операций (прил., рис. 3):

а) Пассажиры отправления по пути следования от привокзальной площади до пассажирской платформы пользуются помещениями железнодорожного вокзала для наведения справок, приобретения билетов, ожидания поездов и т.п. Возможен вариант кратчайшего прямого прохода на перрон минуя помещения пассажирского здания.
б) Пассажиры прибытия, как правило, проходят кратчайшим путем с платформы на привокзальную площадь. Незначительная часть пассажиров пользуется помещениями хранения ручной клади, справочным бюро и др.
в) Пассажиры транзитные находятся на железнодорожном вокзале наиболее длительное время и пользуются почти всеми пассажирскими помещениями.
г) Пассажиры из проходящих поездов прямого сообщения пользуются вокзальными помещениями редко и кратковременно.
3.7. Маршруты движения должны удовлетворять следующим требованиям:
а) Полное разделение потоков пассажиров по категориям (прямого сообщения, пригородного сообщения) и направлениям (отправление, прибытие) на привокзальной площади, в пассажирских зданиях, на переходах и пассажирских платформах, а также разделение движения потоков пассажиров и багажа;
б) Частичное разделение потоков пассажиров. При этом потоки должны быть без пересечений и встречных движений в одном уровне, должны быть сведены к минимуму подъемы и спуски, а также пересечения железнодорожных путей потоками пассажиров и багажа в одном уровне.
3.8. Помещения железнодорожного вокзала надлежит располагать с учетом рациональной технологической последовательности совершаемых пассажирами операций, исключающей возвратные движения и чрезмерное сосредоточение пассажиров в отдельных местах.
Следует предусматривать четкое зонирование и отделение шумных операционных помещений (касс, справочных бюро, вестибюлей, камер хранения и т.п.) от зоны ожидания.

Требования к проектированию железнодорожных вокзалов специальных типов, сооружаемых сравнительно редко.

3.9. Состав и площади помещений железнодорожных вокзалов специальных типов определяются заказчиком в проектной организацией в задании на проектирование. К железнодорожным вокзалам, сооружаемым сравнительно редко, относятся:
вокзалы на пограничных станциях;
вокзалы на грузопассажирских станциях;
вокзалы трех я более видов транспорта;
вокзалы в городах, имеющих особое историческое значение;
вокзалы на крупных курортах;
вокзалы на скоростных железных дорогах.

Требования по обслуживанию инвалидов.

3.10. При проектировании железнодорожных вокзалов следует учитывать следующие системы обслуживания инвалидов:
систему устройств, необходим инвалидам для передвижения, отдыха и пребывания на железнодорожном вокзале;
систему зрительной информации;
систему звуковой информации.
3.11. Система устройств, необходимых инвалидам для передвижения, отдыха и пребывания на железнодорожном вокзале должна включать следующие помещения и устройства:
пандусы; грузопассажирские лифты; места для установки инвалидных колясок в залах ожидания; специальные столики в буфетах, кафе, ресторанах; кабины в общественных туалетах; передвижные рампы для посадки с платформы в вагон.
Минимальная ширина входных дверей на основном маршруте должна составлять 110 см, а прочих дверей - 90 см.
Пандусы следует устраивать с уклоном не менее 1:12.
Минимальные размеры кабины лифта для инвалидной коляски с сопровождающим должны быть 110x140 см.
Места для установки инвалидных колясок в залах ожидания и специальные столики в буфетах, кафе, ресторанах необходимо рассчитывать, исходя из размеров инвалидной коляски (прил., рис.4).
Минимальные размеры туалетной кабины для инвалидов на колясках должны быть 225x155 см (прил., рис.5).
В пассажирском здании должна проектироваться комната для хранения передвижных рамп, которыми будут пользоваться для посадки и высадки пассажиры в инвалидных колясках.
3.12. Система зрительной информации складывается из информационной схемы основной ориентации в вокзале и специальной зрительной информации, предназначенной для инвалидов.
Графическая информация обозначается надписями и пиктограммами. Вокзалы с интенсивным движением пассажиров, пограничные, курортные, в туристических центрах оборудуются освещаемыми табло. В остальных случаях надписи и пиктограммы могут иметь непрозрачна основу.
Пиктограммы для инвалидов должны отличаться символом доступности помещений вокзала без архитектурных препятствий (прил., рис.6).
3.13. Система звуковой информация должна содержать объявления пассажирам по радио о прибытии и отправлении поездов, других сведений. В нее должно входить оснащение некоторых касс на вокзале специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом, чтобы им легче было общаться с кассирами. На вокзалах с интенсивным движением пассажиров следует некоторые телефоны рассчитывать на людей с ослабленным слухом и размещать аппараты на более низком уровне для инвалидов на колясках.