Содержание материала

    1. Снабжение теплом, отоплением, вентиляцию и кондиционирование воздуха железнодорожных вокзалов следует проектировать на основании соответствующих глав СНиП "Котельные установки", "Тепловые сети”, "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха" и настоящих норм.
    2. Теплоснабжение, отопление, вентиляция. Кондиционирование.
      1. Как правило, снабжение теплом всех проектируемых железнодорожных вокзалов должно решаться от централизованных источников тепла. При удалении вокзалов на значительное расстояние от населенных пунктов и централизованных источников тепла, допускается устройство собственных котельных (отдельностоящих, встроенных или пристроенных к пассажирскому зданию). Теплоноситель выбирается исходя из конкретных условий проектной организацией. Применимы теплоносители: вода с параметрами 150°-70°С; 95°-70° с и пар, который преобразовывается через теплообменники в горячую воду с параметрами, указанными выше, а также электроэнергия.
      2. В зданиях в зависимости от конкретных условий возможно применение следующих систем отопления:

водяное с радиаторами, регистрами, конвекторами;
воздушное, совмещенное с приточной вентиляцией для залов ожидания, операционных залов, вестибюлей переходов, конкорсов и т.д.
В одноэтажных зданиях малых железнодорожных вокзалов допускается применение печного отопления или электроотопления при наличии разрешения электроснабжающих организацией на использование электроэнергии на нужды отопления.

      1. Теплоноситель, поступающий от централизованных источников тепла, должен удовлетворять условиям комфортности и санитарно-гигеническим условиям. Системы отопления и вентиляции снабжаются теплом по всем применяемым схемам подключения к источнику тепла (открытой, закрытой, зависимой, независимой) с устройством при необходимости элеваторных узлов, бойлерных, ЦТП и других видов обработки теплоносителя.

Рекомендуемые параметры теплоносителя в системах отопления: - в операционных залах, залах ожидания и вестибюлях - 150-70 °C;
- в однотрубных системах комнат матери и ребенка, медпунктах, административно-служебных и др. - 105-70°С, в двухтрубных системах - 95-70°С;
Допускается электрическое отопление с температурой на теплоотдающей поверхности 150°С.
В системах вентиляции, воздушного отопления, кондиционирования воздуха рекомендуется теплоноситель 150-70°С - 115-70°С в зависимости от источников тепла.

      1. Расчетную температуру воздуха для отопления и кратность воздухообмена в помещениях вокзала следует принимать по таблице 6.1.
      2. В проектируемых зданиях железнодорожных вокзалов должна предусматриваться приточно-вытяжная вентиляция с естественным и механическим побуждением. Выбор систем вентиляции (малые, средние, большие и крупные железнодорожные вокзалы).

В малых железнодорожных вокзалах рекомендуется принимать приточно-вытяжную вентиляцию с естественным побуждением, в санузлах общего пользования и курительных следует предусматривать самостоятельную механическую вытяжную вентиляцию.
В средних, больших и крупных железнодорожных вокзалах должна предусматриваться приточно-вытяжная вентиляция с естественным, механическим и комбинированным побуждением:
для всех пассажирских залов и помещений, где затруднено естественное проветривание, следует принимать механическую вентиляцию;
для ресторанов, кафе и их производственных помещений надлежит принимать приточно-вытяжную вентиляцию с механическим побуждением;
для санитарных узлов общего пользования и курительных следует принимать механическую вытяжку, приток из соседних помещений с устройством для этого специально проемов в конструкциях;
для помещений, расположенных в подвалах, и помещений, не имеющих оконных проемов, следует принимать приточно-вытяжную вентиляцию с механическим побуждением с увеличением воздухообмена на объем помещения (конструктивно) против предусмотренных нормами;
для комнат отдыха, комнат матери я ребенка я пассажиров с детьми надлежит принимать самостоятельную приточно-вытяжную вентиляцию, механический приток, естественную вытяжку. Удаление воздуха из шкафа для сушки одежды детей следует принимать в объеме 10м/час. Возможно (по заданию заказчика) применение шкафа для сушки детского белья на электрообогреве;
для помещений медпунктов необходима самостоятельная механическая вытяжка;
для касс объем подаваемого воздуха на каждую кабину должна состав пять 100 м/час (во все периоды года), подвижность воздуха не более 0.2 м/сек. на рабочем месте кассира при направлении его движения из кассы в пассажирское помещение (подпор). Оптимальные температура и относительная влажность воздуха определяются из таблицы 6.2.    

Таблица 6.2

Во все времена года должна быть предусмотрена очистка подаваемого воздуха от пыли.
Для климата с высокой температурой и влажностью наружного воздуха рекомендуется применять кондиционирование воздуха (автономные кондиционеры).
В больших железнодорожных вокзалах при использовании кондиционирования воздуха и в вокзалах, размещаемых в ΙΑ, IB, ΙΓ и ΙΙΑ
климатических подрайонах, следует при проектировании вентиляции применять рециркуляцию воздуха в размерах, обеспечивающих минимально допустимое нормами количество наружного воздуха на одного человека.

      1. В больших и крупных железнодорожных вокзалах допускается предусматривать кондиционирование воздуха (с помощью центральных, автономных и подоконных кондиционеров) в помещениях касс, операционных залах, залах ожидания, ресторанах, комнатах матери и ребенка.
      2. Для предотвращения доступа холодного воздуха вовнутрь помещения в зимнее время через открывшиеся наружные двери на основных входах в пассажирские здания в местах с наружной температурой воздуха - 15 С и ниже следует предусматривать тепловые шлюзы, с устройством в них:

нагревательных приборов систем отопления (для малых железнодорожных вокзалов);
воздушно-тепловых завес с перегревом рециркуляционного воздуха (для средних и больших железнодорожных вокзалов);
Воздушно-тепловые завесы следует проектировать:
- в зависимости от расчетной температуры наружного воздуха, расчетных параметров "Б" и числа    людей, проходящих в течение часа:
при температуре                   от -15° с до     -25° с       400 человек и   более
при температуре                   от -26° С до     -45%        250 человек и   более
при температуре                   ниже -45° С                      100 человек и   более
Входные тамбуры в вокзалах малой вместимости, Строящихся в Северной строительно-климатической зоне, следует проектировать с устройством тепловых шкафов.
Двери входных тамбуров должны быть с натяжными притворами и эластичными прокладками в притворах.

    1. Водоснабжение, канализация, горячее водоснабжение.
      1. Водопровод, канализацию и горячее водоснабжение железнодорожных вокзалов следует проектировать в соответствии с главами СНиП "Внутренний водопровод и канализация зданий", "Водоснабжение". Наружные сети и сооружения", "Канализация. Наружные сети и сооружения", и настоящими нормами.
      2. Железнодорожные вокзалы должны быть оборудованы постоянным водопроводом, обеспечивающим хозяйственно-питьевые и противопожарные нужды, а также сетями бытовой канализации и внутренних водостоков.

Качество питьевой воды должно удовлетворять требованиям ГОСТ 2874-73 "Вода питьевая".

      1. Централизованное горячее водоснабжение следует предусматривать для всех типов железнодорожных вокзалов.
      2. .4. Нормы расхода воды при проектировании хозяйственно-питьевого водопровода и горячего водоснабжения следует принимать


Примечание:
1. Норму водопотребления для предприятий общественного литания и душевых следует учитывать дополнительно·
2· Расход воды на механизированную уборку пассажирских помещений следует учитывать дополнительно из расчета двух уборок в сутки и нормы расхода воды на одну уборку - 2 л/м2, в том числе горячей воды - 1.2 л/м2.

      1. Наружное пожаротушение должно осуществляться из гидрантов, установленных в колодцах, резервуаров или водоемов с обеспечением подъема к ним автонасоса. За расчетное количество одновременных пожаров принимается один. Продолжительность тушения пожара должна прониматься за 3 часа. Расчетный расход воды на пожаротушение следует принимать в соответствии с требованиями СНиП.

Пожарные гидранты следует располагать не более 2,5 м от края проезжей части автодорог, но не ближе 5 м от стен здания; допускается размещать гидранты на проезжей части. Расстояние между гидрантами определяется расчетом, но не должно превышать 150 м.
Расход, воды на один пожар для железнодорожного вокзала, расположенного в городе с числом жителей более 2 млн. человек, надлежит устанавливать по согласованию с органами Государственного пожарного надзора.

      1. Устройство внутреннего противопожарного водопровода обязательна в зданиях при строительном объеме 5000 см и более.

Норму расхода вода на внутреннее пожаротушение принимать:
при объеме здания от 5000 до 25000 м - 2,5 м/сек (одна струя); о при объеме здания более 25000 м - 5 м/сек. (две струи по 2,5 м/сек).
Необходимость устройства систем автоматического пожаротушения надлежит принимать согласно (приложения 10 (обязательного) СНиПа 2.08.02-89 и перечня зданий и помещений, подлежащих оборудовании автоматизации средствами пожаротушения, утвержденного Министерством путей сообщения СССР. При этом следует учитывать одновременные действия пожарных кранов и установок. Расход воды на установки автоматического пожаротушения (спринклеры, дренчеры) следует определять в соответствии с ''Инструкцией по проектировании установок автоматического пожаротушения'' СИ 75-76.

      1. Для снабжения пассажиров питьевой водой следует в проекте предусматривать питьевые фонтанчики, закрытые баки с фонтанирующими насадками и другие устройства. Количество устройств следует определять из расчета- одно устройство на каждые 200 пассажиров расчетной вместимости железнодорожного вокзала, но не менее одного на пассажирское здание.
      2. В пешеходных тоннелях и на платформах надлежит предусматривать поливочный водопровод для уборки. Норма расхода воды на одну поливку вручную принимается из расчета 0.4-0.5 л/м2 покрытий. Для отвода воды из пешеходного тоннеля предусматривать ливневую канализацию с водоприемными устройствами и дальнейшей перекачкой в наружную сеть. В тех случаях, когда тоннель находится в мокрых грунтах, необходимо предусматривать дренажную канализацию с отводом воды в наружную сеть ливневой канализации.
      3. Помещения уборочных машин в зданиях железнодорожных вокзалов расчетной вместимостью 300 пассажиров и более должны быть обеспечены подводкой горячей и холодной воды, а также трапами для слива грязной воды.