- Снабжение теплом, отоплением, вентиляцию и кондиционирование воздуха железнодорожных вокзалов следует проектировать на основании соответствующих глав СНиП "Котельные установки", "Тепловые сети”, "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха" и настоящих норм.
- Теплоснабжение, отопление, вентиляция. Кондиционирование.
- Как правило, снабжение теплом всех проектируемых железнодорожных вокзалов должно решаться от централизованных источников тепла. При удалении вокзалов на значительное расстояние от населенных пунктов и централизованных источников тепла, допускается устройство собственных котельных (отдельностоящих, встроенных или пристроенных к пассажирскому зданию). Теплоноситель выбирается исходя из конкретных условий проектной организацией. Применимы теплоносители: вода с параметрами 150°-70°С; 95°-70° с и пар, который преобразовывается через теплообменники в горячую воду с параметрами, указанными выше, а также электроэнергия.
- В зданиях в зависимости от конкретных условий возможно применение следующих систем отопления:
водяное с радиаторами, регистрами, конвекторами;
воздушное, совмещенное с приточной вентиляцией для залов ожидания, операционных залов, вестибюлей переходов, конкорсов и т.д.
В одноэтажных зданиях малых железнодорожных вокзалов допускается применение печного отопления или электроотопления при наличии разрешения электроснабжающих организацией на использование электроэнергии на нужды отопления.
- Теплоноситель, поступающий от централизованных источников тепла, должен удовлетворять условиям комфортности и санитарно-гигеническим условиям. Системы отопления и вентиляции снабжаются теплом по всем применяемым схемам подключения к источнику тепла (открытой, закрытой, зависимой, независимой) с устройством при необходимости элеваторных узлов, бойлерных, ЦТП и других видов обработки теплоносителя.
Рекомендуемые параметры теплоносителя в системах отопления: - в операционных залах, залах ожидания и вестибюлях - 150-70 °C;
- в однотрубных системах комнат матери и ребенка, медпунктах, административно-служебных и др. - 105-70°С, в двухтрубных системах - 95-70°С;
Допускается электрическое отопление с температурой на теплоотдающей поверхности 150°С.
В системах вентиляции, воздушного отопления, кондиционирования воздуха рекомендуется теплоноситель 150-70°С - 115-70°С в зависимости от источников тепла.
- Расчетную температуру воздуха для отопления и кратность воздухообмена в помещениях вокзала следует принимать по таблице 6.1.
- В проектируемых зданиях железнодорожных вокзалов должна предусматриваться приточно-вытяжная вентиляция с естественным и механическим побуждением. Выбор систем вентиляции (малые, средние, большие и крупные железнодорожные вокзалы).
В малых железнодорожных вокзалах рекомендуется принимать приточно-вытяжную вентиляцию с естественным побуждением, в санузлах общего пользования и курительных следует предусматривать самостоятельную механическую вытяжную вентиляцию.
В средних, больших и крупных железнодорожных вокзалах должна предусматриваться приточно-вытяжная вентиляция с естественным, механическим и комбинированным побуждением:
для всех пассажирских залов и помещений, где затруднено естественное проветривание, следует принимать механическую вентиляцию;
для ресторанов, кафе и их производственных помещений надлежит принимать приточно-вытяжную вентиляцию с механическим побуждением;
для санитарных узлов общего пользования и курительных следует принимать механическую вытяжку, приток из соседних помещений с устройством для этого специально проемов в конструкциях;
для помещений, расположенных в подвалах, и помещений, не имеющих оконных проемов, следует принимать приточно-вытяжную вентиляцию с механическим побуждением с увеличением воздухообмена на объем помещения (конструктивно) против предусмотренных нормами;
для комнат отдыха, комнат матери я ребенка я пассажиров с детьми надлежит принимать самостоятельную приточно-вытяжную вентиляцию, механический приток, естественную вытяжку. Удаление воздуха из шкафа для сушки одежды детей следует принимать в объеме 10м/час. Возможно (по заданию заказчика) применение шкафа для сушки детского белья на электрообогреве;
для помещений медпунктов необходима самостоятельная механическая вытяжка;
для касс объем подаваемого воздуха на каждую кабину должна состав пять 100 м/час (во все периоды года), подвижность воздуха не более 0.2 м/сек. на рабочем месте кассира при направлении его движения из кассы в пассажирское помещение (подпор). Оптимальные температура и относительная влажность воздуха определяются из таблицы 6.2.
Таблица 6.2
Во все времена года должна быть предусмотрена очистка подаваемого воздуха от пыли.
Для климата с высокой температурой и влажностью наружного воздуха рекомендуется применять кондиционирование воздуха (автономные кондиционеры).
В больших железнодорожных вокзалах при использовании кондиционирования воздуха и в вокзалах, размещаемых в ΙΑ, IB, ΙΓ и ΙΙΑ
климатических подрайонах, следует при проектировании вентиляции применять рециркуляцию воздуха в размерах, обеспечивающих минимально допустимое нормами количество наружного воздуха на одного человека.
- В больших и крупных железнодорожных вокзалах допускается предусматривать кондиционирование воздуха (с помощью центральных, автономных и подоконных кондиционеров) в помещениях касс, операционных залах, залах ожидания, ресторанах, комнатах матери и ребенка.
- Для предотвращения доступа холодного воздуха вовнутрь помещения в зимнее время через открывшиеся наружные двери на основных входах в пассажирские здания в местах с наружной температурой воздуха - 15 С и ниже следует предусматривать тепловые шлюзы, с устройством в них:
нагревательных приборов систем отопления (для малых железнодорожных вокзалов);
воздушно-тепловых завес с перегревом рециркуляционного воздуха (для средних и больших железнодорожных вокзалов);
Воздушно-тепловые завесы следует проектировать:
- в зависимости от расчетной температуры наружного воздуха, расчетных параметров "Б" и числа людей, проходящих в течение часа:
при температуре от -15° с до -25° с 400 человек и более
при температуре от -26° С до -45% 250 человек и более
при температуре ниже -45° С 100 человек и более
Входные тамбуры в вокзалах малой вместимости, Строящихся в Северной строительно-климатической зоне, следует проектировать с устройством тепловых шкафов.
Двери входных тамбуров должны быть с натяжными притворами и эластичными прокладками в притворах.
- Водоснабжение, канализация, горячее водоснабжение.
- Водопровод, канализацию и горячее водоснабжение железнодорожных вокзалов следует проектировать в соответствии с главами СНиП "Внутренний водопровод и канализация зданий", "Водоснабжение". Наружные сети и сооружения", "Канализация. Наружные сети и сооружения", и настоящими нормами.
- Железнодорожные вокзалы должны быть оборудованы постоянным водопроводом, обеспечивающим хозяйственно-питьевые и противопожарные нужды, а также сетями бытовой канализации и внутренних водостоков.
Качество питьевой воды должно удовлетворять требованиям ГОСТ 2874-73 "Вода питьевая".
- Централизованное горячее водоснабжение следует предусматривать для всех типов железнодорожных вокзалов.
- .4. Нормы расхода воды при проектировании хозяйственно-питьевого водопровода и горячего водоснабжения следует принимать
Примечание:
1. Норму водопотребления для предприятий общественного литания и душевых следует учитывать дополнительно·
2· Расход воды на механизированную уборку пассажирских помещений следует учитывать дополнительно из расчета двух уборок в сутки и нормы расхода воды на одну уборку - 2 л/м2, в том числе горячей воды - 1.2 л/м2.
- Наружное пожаротушение должно осуществляться из гидрантов, установленных в колодцах, резервуаров или водоемов с обеспечением подъема к ним автонасоса. За расчетное количество одновременных пожаров принимается один. Продолжительность тушения пожара должна прониматься за 3 часа. Расчетный расход воды на пожаротушение следует принимать в соответствии с требованиями СНиП.
Пожарные гидранты следует располагать не более 2,5 м от края проезжей части автодорог, но не ближе 5 м от стен здания; допускается размещать гидранты на проезжей части. Расстояние между гидрантами определяется расчетом, но не должно превышать 150 м.
Расход, воды на один пожар для железнодорожного вокзала, расположенного в городе с числом жителей более 2 млн. человек, надлежит устанавливать по согласованию с органами Государственного пожарного надзора.
- Устройство внутреннего противопожарного водопровода обязательна в зданиях при строительном объеме 5000 см и более.
Норму расхода вода на внутреннее пожаротушение принимать:
при объеме здания от 5000 до 25000 м - 2,5 м/сек (одна струя); о при объеме здания более 25000 м - 5 м/сек. (две струи по 2,5 м/сек).
Необходимость устройства систем автоматического пожаротушения надлежит принимать согласно (приложения 10 (обязательного) СНиПа 2.08.02-89 и перечня зданий и помещений, подлежащих оборудовании автоматизации средствами пожаротушения, утвержденного Министерством путей сообщения СССР. При этом следует учитывать одновременные действия пожарных кранов и установок. Расход воды на установки автоматического пожаротушения (спринклеры, дренчеры) следует определять в соответствии с ''Инструкцией по проектировании установок автоматического пожаротушения'' СИ 75-76.
- Для снабжения пассажиров питьевой водой следует в проекте предусматривать питьевые фонтанчики, закрытые баки с фонтанирующими насадками и другие устройства. Количество устройств следует определять из расчета- одно устройство на каждые 200 пассажиров расчетной вместимости железнодорожного вокзала, но не менее одного на пассажирское здание.
- В пешеходных тоннелях и на платформах надлежит предусматривать поливочный водопровод для уборки. Норма расхода воды на одну поливку вручную принимается из расчета 0.4-0.5 л/м2 покрытий. Для отвода воды из пешеходного тоннеля предусматривать ливневую канализацию с водоприемными устройствами и дальнейшей перекачкой в наружную сеть. В тех случаях, когда тоннель находится в мокрых грунтах, необходимо предусматривать дренажную канализацию с отводом воды в наружную сеть ливневой канализации.
- Помещения уборочных машин в зданиях железнодорожных вокзалов расчетной вместимостью 300 пассажиров и более должны быть обеспечены подводкой горячей и холодной воды, а также трапами для слива грязной воды.