Содержание материала

Термины и определения основных понятий в области надежности установлены для применения в науке и технике действующим стандартом «Надежность в технике. Термины и определения» ГОСТ 13377—75. Тяговый подвижной состав имеет ряд конструктивных особенностей, обусловленных его назначением для тяги поездов по рельсовым железным дорогам. Весьма специфичны и условия эксплуатации ТПС в единой транспортной системе. 

Эти особенности учтены в отраслевом стандарте «Тяговый подвижной состав железнодорожного транспорта. Надежность. Термины и определения.» ОСТ 24.040.03—79, применение которого наряду с ГОСТ 13377—75 обязательно во всех видах технической документации, в учебной, технической и справочной литературе, относящихся к ТПС.
В стандартах все термины и определения даны применительно к техническим объектам. Под объектом понимается предмет, имеющий определенное целевое назначение, рассматриваемый на всех этапах его существования, т. е. в периоды проектирования, производства, эксплуатации, исследований и испытаний на надежность. Все объекты, изделия, о надежности которых идет речь, можно разделить на системы и элементы, причем это деление зависит от уровня рассмотрения.
Система — это техническое устройство, состоящее из конструктивно и функционально объединенных элементов, предназначенное для выполнения практических эксплуатационных задач.
Элементы как часть системы не имеют самостоятельного (вне системы) эксплуатационного назначения и выполняют в ней заданные функции.
Описание и характеристику единиц тягового подвижного состава (ЕТПС) как объектов, надежность которых подлежит исследованию, целесообразно начинать с представления их в виде некоторой системы элементов. Здесь, как и для любых технических устройств, очень важен уровень рассмотрения. Так, на рис. 3 представлена примерная структурная схема электровоза как системы, состоящей из элементов, для нескольких возможных уровней рассмотрения. Указанная схема, безусловно, не претендует на универсальность и в зависимости от задач анализа может быть изменена. Можно заметить, например, что и сам электровоз может быть элементом некоторой системы «эксплуатируемый парк электровозов депо». Точно так же в зависимости от задач исследования можно представить в виде системы любые узлы, например, «тележка в сборе» и др.
Четкое представление ЕТПС как системы и элементов на некотором уровне позволяет конкретизировать задачу анализа надежности и разработки мер по ее повышению. Из этого также следует, что в общем случае в качестве объектов, надежность которых рассматривается на стадиях проектирования, изготовления, эксплуатации, ремонта и испытаний, следует понимать не только сами ЕТПС, но и их сборочные единицы и детали.

схема связей систем и элементов для анализа надежности электровозов
Рис. 3. Примерная схема связей систем и элементов для анализа надежности электровозов

Схема взаимосвязей систем и элементов недостаточна для определения зависимостей и количественных характеристик надежности, поскольку она отражает лишь конструктивные и функциональные связи. Исследованию надежности более соответствуют структурные, логические блок-схемы, в которых элементы соединены последовательно и параллельно с точки зрения их качественного п количественного влияния на надежность системы. При последовательном соединении состояние элемента предопределяет надежность системы, в которую он входит. При параллельном соединении отказ одного из элементов может и не привести к отказу всего устройства.
Например, при работе на высокой скорости вентиляторов генераторы управления электровозов постоянного тока следует считать элементами, включенными параллельно в структурной схеме надежности цепи управления, несмотря на то, что нагружен лишь один из них, а другой является резервным. Параллельно присоединенные к питающей сети вентиляторы охлаждения двигателей будут включены последовательно в структурной схеме надежности, потому что отказ одного из них делает невозможной работу электровоза с полной мощностью.
При решении задач надежности сборочных единиц ЕТПС существенное значение имеет определение их как объектов восстанавливаемых или невосстанавливаемых, ремонтируемых или перемонтируемых, что всецело зависит от решения, принимаемого при отказе объекта.
Как и вообще для любых технических устройств, согласно ГОСТ 13377—75 восстанавливаемым в некоторой конкретной ситуации является тот объект, работоспособность которого в данных условиях может быть восстановлена. Специфичной в данном случае является ситуация, в которой оценивается возможность или невозможность восстановления. Обычно ею является работа объекта в пути следования на перегоне. Во многих случаях сборочные единицы, детали ЕТПС, неисправности  и отказы которых легко устраняются в условиях депо, пунктов технического обслуживания и даже на тракционных путях депо, оказываются невосстанавливаемыми на перегоне из-за ограниченности времени восстановления и отсутствия необходимых средств и условий.
Имеются сборочные единицы (бандажи колесных пар, поршни дизеля и др.), которые теряют свойство восстанавливаемости при достижении некоторой наработки, когда их размеры пли состояние выходят за допустимые пределы. Однако большинство сборочных единиц ЕТПС можно определить однозначно как восстанавливаемые или невосстанавливаемые по всему сроку службы до предельного состояния.
Например, элементы электроники, полупроводниковые вентили, подшипники качения, оси колесных пар, лампы осветительные и сигнальные, поршневые кольца дизеля (по излому и износу), фильтрующие элементы, различные пружины (при потере упругости и с трещинами) — суть невосстанавливаемые объекты в любой эксплуатационной ситуации. Для условий депо пли ремонтного завода многие основные узлы ЕТПС, такие как дизель, электрические машины и аппараты, редукторы, рамы, ударно-сцепные устройства и др., — восстанавливаемые объекты. Следовательно, при анализе, исследовании и разработке мер повышения надежности необходимо оценивать и определять ситуации, в которых возможно или невозможно восстановление работоспособности объекта.
Понятия ремонтируемый и перемонтируемый объекты применительно к ЕТПС, так же как и в общих случаях, характеризуют приспособленность объектов к проведению ремонтов и технического обслуживания. Можно заметить лишь, что даже если узел нельзя отремонтировать в условиях данного депо, он все же является ремонтируемым объектом, поскольку его ремонт можно выполнить в других условиях, например на заводе.
Важнейшей качественной характеристикой объекта является его надежность. По ГОСТу — это свойство объекта выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использования, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования. Надежность ЕТПС, их сборочных единиц и деталей является комплексным свойством, включающим в себя безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость. Отраслевая специфика требует уточнения ряда понятий, входящих в определение термина по ГОСТу.
Для ЕТПС основной заданной функцией является выполнение перевозочной работы при строгом соблюдении графика и обеспечение безопасности движения поездов. Для сборочных единиц и деталей ЕТПС под заданными функциями понимается обеспечение нормального функционирования ЕТПС в определенных заданных условиях эксплуатации, технического обслуживания и ремонта. При этом все технические параметры сборочной единицы, детали должны находиться в пределах Допусков. Например, должны поддерживаться в установленных пределах давление и температура в масляной системе дизеля, заданная производительность вентиляторов охлаждения тяговых двигателей, обеспечиваться очистка охлаждающего воздуха от снега, и пыли и т. п.
Под эксплуатационными показателями тягового подвижного состава, обладающего свойством надежности, понимают мощность, скорость, силу тяги, расход дизельного топлива или электроэнергии, песка, масла и др., которые установлены соответствующей документацией. К нормативно-технической, эксплуатационной и ремонтной документации относят рабочие чертежи завода-изготовителя, технические условия, ПТЭ железных дорог Союза ССР, инструкции и правила по техническому обслуживанию и ремонту, хранению и транспортированию, ГОСТы и ОСТы.
Безотказность — свойство объекта непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки. Свойством безотказности объект обладает как в период его использования, так и в периоды хранения и транспортирования.
Долговечность — свойство объекта сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонтов.
Ремонтопригодность — это приспособленность объекта к предупреждению и обнаружению причин возникновения его отказов, повреждений и устранению их последствий путем проведения ремонтов и технического обслуживания. Таким образом, если объект обладает ремонтопригодностью, то восстановление его работоспособности возможно.
Сохраняемость — свойство объекта непрерывно сохранять исправное и работоспособное состояние в течение и после срока хранения и (или) транспортирования, т. е. до начала эксплуатации.
Безотказность и долговечность ЕТПС в эксплуатации должна быть обеспечена своевременным и качественным выполнением технического обслуживания и ремонтов.

Техническое обслуживание по ГОСТ 18322—73 это комплекс работ для поддержания исправности или только работоспособности объекта при подготовке и использовании по назначению, при хранении и транспортировании. Приказ министра путей сообщения 22Ц от 31 июля 1975 года устанавливает для ТПС три вида технического обслуживания: ТО-1, ТО-2 и ТО-3, отличающиеся объемом работ, т. е. перечнем операций по осмотру и уходу за сборочными единицами и деталями. Различны для этих видов и время простоя, и сроки их выполнения.
Ремонт определяется как комплекс работ для поддержания и восстановления исправности или работоспособности объектов. Различают плановый ремонт, когда указанный комплекс работ выполняется с периодичностью, установленной технической документацией, и неплановый ремонт — комплекс работ, предназначенный для восстановления работоспособности объекта после отказа или устранения повреждения в межремонтный период. Виды ремонтов ЕТПС также определены приказом министра путей сообщения 22Ц от 31 июля 1975 г. Это текущие ремонты первого, второго и третьего объемов (ТР-1, ТР-2, ТР-3), средний и капитальный ремонты.
Текущие ремонты необходимы в процессе эксплуатации для поддержания уровня работоспособности ЕТПС, В зависимости от вида ремонта делают осмотр, ревизии, регулировку, замену и восстановление отдельных сборочных единиц, если их параметры выходят за установленные для условий эксплуатации пределы.
При среднем ремонте восстанавливают эксплуатационные характеристики объекта и частично ресурс ремонтом или заменой только изношенных пли поврежденных сборочных единиц и деталей. При этом обязательно проверяют техническое состояние всех сборочных единиц, обнаруженные отклонения от норм и повреждения устраняют. Нормы допусков в отклонении параметров для сборочных единиц и деталей при среднем ремонте более жесткие, чем при текущем.
При капитальном ремонте восстанавливается не только полная исправность, но и ресурс ЕТПС. Сборочные единицы и детали подлежат восстановлению, замене и регулировке.
Состояния, в которых может находиться объект, определяются в зависимости от того, соответствует ли он предъявляемым требованиям.
Так, исправным является такое состояние объекта, при котором он соответствует всем требованиям, установленным нормативно-технической документацией, исправность объекта не нарушена. Если хотя бы одно из таких требований не удовлетворено, то объект переходит в неисправное состояние, возникает его неисправность.
Если объект при нарушении исправности все же оказывается способным выполнять заданные функции, сохраняя заданные параметры в пределах, установленных нормативно-технической документацией, то он находится в работоспособном состоянии, т. е. сохраняет свою работоспособность. В неработоспособном состоянии объект оказывается, если хотя бы один из заданных параметров выходит за допустимые пределы.                       
Таким образом, понятие исправность шире, чем работоспособность. Работоспособный объект может быть неисправным, однако неисправность при этом не может быть существенной и не может нарушать нормального функционирования объекта.
Предельным является такое состояние объекта, при котором его дальнейшая эксплуатация должна быть прекращена или становится невозможной. Признаки (критерии) такого состояния объекта должны быть установлены его нормативнотехнической документацией. Перемонтируемый объект достигает предельного состояния при возникновении отказа или при достижении заранее установленного предельного срока службы или суммарной наработки.
Для ремонтируемых объектов предельное состояние наступает в момент, когда дальнейшая эксплуатация становится невозможной или нецелесообразной по одной или нескольким из следующих причин:
неустранимые нарушения требований безопасности, безотказности или снижение эффективности;
износ и (или) старение до такого состояния, при котором ремонт требует недопустимо больших затрат или не обеспечивает необходимой степени восстановления работоспособности и исправности.
Для сборочных единиц и деталей ЕТПС момент достижения предельного состояния чаще всего определяется условиями обеспечения безопасности движения поездов или обслуживающего персонала, недопустимым снижением эффективности использования и безотказности, невозможностью восстановления работоспособности без больших затрат.
Таким образом, в процессе своего существования объекты могут находиться в одном из указанных состояний и переходить из одного состояния в другое. Такие переходы являются событиями, различающимися в зависимости от того, нарушается или нет исправность или работоспособность. Среди терминов, отражающих специфику надежности ЕТПС, наиболее важными являются понятия отказ и повреждение, которые и определяют вид таких событий.
Согласно ОСТ 24.040.03—79 отказ ЕТПС — это событие, заключающееся в нарушении работоспособности ЕТПС, вследствие которого требуется восстановление или замена сборочных единиц и деталей, или регулировка их характеристик в период между плановыми видами технического обслуживания и ремонтов или на них, если это восстановление (замена, регулировка) не входит в объем обязательных работ и если необходимое для их выполнения время или трудоемкость превышает установленные нормы.
Повреждение — событие, заключающееся в нарушении исправности объекта.
Для ЕТПС большое значение имеет разграничение и соотношение понятий отказа и повреждения в разных условиях и ситуациях. Повреждение ЕТПС может быть существенным и несущественным в зависимости от последствий перехода от исправного состояния к неисправному. Если при таком переходе оказывается нарушенной работоспособность, то произошло существенное повреждение, отказ. Переход в неисправное состояние при сохранении работоспособности является несущественным повреждением.
При несущественном повреждении не должно быть проявления ни одного из признаков отказа. Эксплуатация ЕТПС может быть продолжена до ближайшего технического обслуживания или ремонта, на которых это повреждение устраняется без превышения планового объема работ. В эксплуатации ТПС возможны случаи, когда несущественные повреждения отдельных деталей могут перейти в категорию существенных. Например, поверхностное повреждение изоляции машины или аппарата в течение некоторого времени может не отражаться на их работоспособности, но в дальнейшем может привести к пробою изоляции и к отказу не только этой машины, но и ЕТПС в целом.
Признаком отказа или отнесения повреждения к отказу, вытекающим из определения, является необходимость проведения ремонта любого вида или работ по замене сборочной единицы или детали. При этом определяющим для классификации события в виде отказа ЕТПС является невозможность выполнения очередной поездки ’ из-за наличия существенного повреждения. Повреждение, обнаруженное при производстве планового технического обслуживания или ремонте детали ЕТПС и вызвавшее завышение объема работ, считается скрытым отказом этой детали. Если же это повреждение приводит к увеличению простоя или трудоемкости ремонта ЕТПС против установленных норм, то такое повреждение считается скрытым отказом ЕТПС в целом. Критериями отказа, с помощью которых устанавливается событие — нарушение работоспособности ЕТПС, являются следующие проявления:
невыполнение показателей графика движения поездов (массы, скорости, времени хода по участкам, стоянок за поездку);
факт восстановления работоспособности ЕТПС локомотив ной бригадой в пути следования без нарушения графика движения поездов;
случай выполнения непланового ремонта;
превышение установленного объема работ по восстановлению, замене, регулировке любой сборочной единицы ЕТПС на плановом техническом обслуживании или ремонте, вызывающее при этом увеличение времени простоя или трудоемкости ремонта ЕТПС по сравнению с нормами, оговоренными технической нормативной документацией.

Следует заметить, что надо различать отказы ЕТПС в целом и отказы ее сборочной единицы. Если отказ сборочной единицы не вызывает последствий в виде указанных критериев отказа, то это не означает отказа ЕТПС. Если в результате отказа сборочной единицы проявился хотя бы один из критериев отказа, имеет место одновременно и отказ ЕТПС в целом. Особое место занимает случай нарушения работоспособности ЕТПС, хотя ни одна из ее сборочных единиц не отказала (сход с рельсов, столкновение, крушение).
Исследование, анализ, оценка надежности ЕТПС, их сборочных единиц и деталей невозможны без тщательного документального учета факторов нарушения работоспособности. Такой учет требует использования частных критериев, качеств венных характеристик отказов и повреждений, т. е. определения характера, причин, последствий и принятых мер по их устранению.
Практикой эксплуатации и теоретическими обобщениями установлено, что причинами отказов могут быть недостатки конструкции, низкое качество изготовления и использованных материалов, нарушения правил обслуживания и ремонтов, воздействие повышенных нагрузок и внешних (климатических) условий, разрушение вспомогательных и сопряженных деталей, естественные процессы изнашивания и старения.
При оценке надежности объектов по ГОСТ 13377—75 рекомендуется учитывать только те отказы, которые не явились следствием нарушения правил и норм эксплуатации, однако специфические условия изготовления и эксплуатации ЕТПС определили необходимость отдельного учета подобного рода отказов. Для этого ОСТ 24.040.03—79 устанавливает их классификацию по следующим причинам:
конструкционный и изготовительский — отказы, вызванные нарушением правил и (или) норм конструирования, процесса изготовления;
эксплуатационный и ремонтный — отказы, возникающие в результате нарушения установленных правил эксплуатации и (или) технического обслуживания и ремонта в депо;
ремонтный — отказ из-за нарушения установленных правил и (или) норм конструирования, процесса изготовления или ремонта на заводах ЦТВР МПС.
К принятым мерам по устранению отказа (повреждения) относят выполнение одной из следующих работ: восстановление (ремонт), замена новым, регулировка, модернизация объекта. При определении характера отказа и последствий очень важно объективное и полное изложение всех сведений и данных.

Термины и определения для количественных характеристик рассматривают обычно в связи со свойствами и видом объектов. Показатель надежности — это количественная характеристика одного или нескольких свойств, составляющих надежность объекта. Численное значение показателей может быть выражено размерными или безразмерными величинами, оно может изменяться в зависимости от условий эксплуатации и этапов существования объекта. Формулировка показателя обычно отражает и способ определения его численного значения расчетным или опытным путем. Многие показатели надежности являются параметрами распределения случайной величины. В этом разделе рассмотрены лишь основные определения терминов показателей надежности; методы расчета количественных значений будут приведены в главе 3.
Для количественной характеристики только одного свойства надежности объекта служит единичный показатель. Комплексный показатель относится к нескольким свойствам. составляющим надежность.
При определении показателей широко используется понятие наработка — продолжительность или объем работы объекта. Наработка измеряется в зависимости от рода работы объекта в единицах времени, длины, площади, объема, массы и других единицах. Общее понятие наработки применительно к ЕТПС может быть конкретизировано (часы работы, километры пробега, тонно-километры выполненной работы и др.). В зависимости от условий эксплуатации и целей анализа различают суточную, месячную наработки, наработку до первого отказа, наработку между отказами и т. д. Если объект работает с перерывами, то учитывается суммарная наработка. Отдельно может учитываться наработка в том или ином режиме.
Наработка от начала эксплуатации объекта до наступления предельного состояния является техническим ресурсом. Ресурс может также отсчитываться от момента возобновления эксплуатации после среднего или капитального ремонта до предельного состояния.
Понятие срок службы определяет собой календарную продолжительность эксплуатации от начала пли возобновления эксплуатации объекта после среднего или капитального ремонта до предельного состояния.
Срок сохраняемости — это календарная продолжительность хранения и (или) транспортирования объекта в заданных условиях. В течение этого срока и после него у объекта сохраняются заданные показатели в установленных допустимых пределах.
Рассмотрим термины, определяющие ряд основных единичных показателей надежности ЕТПС.

Вероятность безотказной работы — это статистический показатель. Он используется для характеристики, безотказности ЕТПС и его сборочных единиц по первым отказам за рассматриваемый интервал наработки и определяется как вероятность того, что в пределах этого интервала отказ объекта не возникнет. Статистически вероятность безотказной работы P(t) определяется отношением числа объектов N(t), безотказно проработавших в течение наработки t к числу объектов N, работоспособных к начальному моменту f = 0, т. е.
(13)                                                                                               
Если известны законы распределения наработки объектов  до отказа f(t) и F(t), то из уравнений (4) и (5) при x=t  следует, что
(14)
Средняя наработка до отказа — показатель, также характеризующий свойство безотказности объектов. Определяется он как математическое ожидание наработки объекта до отказа у перемонтируемых или до первого отказа у ремонтируемых изделий.
Интенсивность отказов определяет свойство безотказности неремонтируемых объектов. Обычно этот показатель обозначается как h(t) и представляет собой условную плотность вероятности возникновения отказа невосстанавливаемого объекта, определяемую для рассматриваемого момента времени (наработки) t при условии, что до этого момента отказ не возник.
На основании положений теории надежности [3, 7]
(15)
Для ЕТПС и их ремонтируемых сборочных единиц подобной характеристикой безотказности является параметр потока отказов — плотность вероятности возникновения отказа восстанавливаемости объекта, определяемая для рассматриваемого момента времени.
Модель эксплуатации совокупности восстанавливаемых изделий можно описать следующим образом. После некоторой наработки у каждого из изделий может произойти отказ. После восстановления объект продолжает свою работу. Время восстановления не учитывается. 
Моменты отказа в таких условиях создают некоторый поток отказов. Чаще всего этот поток является ординарным, без последействия. В таком потоке исчезающе мала вероятность появления одновременно более одного отказа, а вероятность появления отказа изделия не зависит от ранее имевших место [8]. В качестве характеристики такого потока отказов используют математическое ожидание числа отказов объекта за время, где
ω(χ) является параметром потока отказов и определяет собой интенсивность этого потока.
Средняя наработка на отказ как показатель безотказности вытекает из рассмотренной модели эксплуатации ремонтируемых изделий и является отношением суммарной наработки однотипных объектов к математическому ожиданию общего числа их отказов в течение этой наработки.
Для характеристики безотказности ремонтируемых и долговечности перемонтируемых объектов используют показатель гамма-процентная наработка. Если γ обусловленный, процент объектов, то — гамма-процентная наработка, в течение которой не откажут (или не достигнут предельного состояния) γ процентов объектов данного типа. Очевидно, что
(16).
Показателями долговечности ЕТПС и их сборочных единиц являются различного вида средние ресурсы и сроки службы, с их помощью также характеризуют межремонтные- периоды. Средний ресурс (срок службы) определяется как математическое ожидание ресурса (срока службы) некоторой оцениваемой совокупности ЕТПС. Если указывается назначенный ресурс, то он определяет межремонтный период, т. е. нормированную суммарную наработку, при достижении которой должен выполняться один из установленных видов ТО или ТР. Различают средние ресурсы в зависимости от того, какой ремонт требуется для их частичного или полного восстановления. Может быть, например, средний ресурс до среднего или капитального ремонтов. Если при достижении предельного состояния объект не подлежит восстановлению, то говорят о среднем ресурсе до списания. Аналогично различают и средние сроки службы.
Единичные показатели ремонтопригодности — это вероятность восстановления в заданное время и среднее время восстановления.
В понятие «время восстановления» включают время, затрачиваемое на обнаружение, поиск причины отказа и устранение его последствий. Вероятность восстановления рассматривают как вероятность того, что фактическое время восстановления не превысит заданное. Среднее время восстановления оценивается математическим ожиданием времени восстановления работоспособности объекта.

Гамма-процентный срок сохраняемости, оцениваемый как срок, достигаемый с заданной вероятностью процентов, и средний срок сохраняемости, являющийся математическим ожиданием этого срока, представляют собой единичные показатели сохраняемости.
Показатель коэффициент отказов применяют для классификации групп отказов по видам оборудования, причин, последствий и другим признакам
(17)
где тk — число отказов с данным признаком;
т — общее число отказов в анализируемой выборке.
Комплексные показатели надежности ЕТПС в большинстве случаев характеризуют безотказность и ремонтопригодность одновременно и могут быть выражены в относительном виде, в удельных и реальных трудовых, материальных и денежных затратах.
Коэффициент готовности Кг — важный комплексный показатель. Его величина зависит, кроме прочих факторов, и от числа отказов, и от времени восстановления. Он оценивается как доля суммарного времени нахождения некоторой совокупности ЕТПС в работоспособном состоянии по отношению к сумме этого времени и общего времени восстановления работоспособности ЕТПС после отказов, если они произошли за анализируемый период.
В общее время восстановления входят:
простой ЕТПС в пути следования, вызванный их отказом; время транспортирования до депо или пункта, где производится восстановление;
время восстановления работоспособности. 
Время ожидания восстановления не учитывается.
Коэффициент технического использования — также комплексный показатель. Он учитывает не только число отказов и время восстановления, но и техническое оснащение ремонтного производства, качество технологии обслуживания и ремонта, квалификацию ремонтного персонала. Определяется этот показатель как отношение суммарного времени нахождения некоторой совокупности ЕТПС в работоспособном состоянии за анализируемый период к сумме этого времени и суммарного времени простоев ЕТПС этой совокупности во всех видах технического обслуживания, ремонта, а также времени восстановления их работоспособности после отказов.
Очевидно, что сокращение простоя ЕТПС в плановых и неплановых видах ТО и ТР может повысить коэффициент, что существенно влияет и отработанность технологических процессов в депо.

К комплексным показателям относят средние, а также удельные суммарные трудоемкости (стоимости) технического обслуживания или ремонтов, оцениваемые как математические ожидания соответствующих трудоемкостей или стоимости технических обслуживании всех видов ремонтов ЕТПС за определенный период эксплуатации. Удельные суммарные трудоемкости есть отношение средних суммарных трудозатрат или стоимостей к математическому ожиданию суммарной наработки объекта за один и тот же период эксплуатации. Полнота перечня показателей определяется целями и задачами анализа надежности.