Содержание материала

Общие сведения

Стреловой самоходный крап общего назначения (см. ГОСТ 15135—69 «Краны стреловые самоходные общего назначения. Термины») имеет собственный привод для свободного перемещения по местности с целью выполнения погрузочно-разгрузочных работ при помощи одного нз видов стрелового оборудования. По подвеске последнего различают краны:
а)  с гибкой подвеской стрелового оборудования (с гибкими связями, преимущественно канатами, для удерживания стрелы и изменения угла ее наклона);
б) с жесткой подвеской стрелового оборудования (с жесткими связями, преимущественно винтовыми механизмами или гидроцилиндрами) для удерживания стрелы и изменения угла ее наклона.
По приводу механизмов различают:
кран, у которого все рабочие механизмы приводятся одним или несколькими двигателями, работающими на один вал;
кран с механическим приводом — с механической трансмиссией;
кран с гидромеханическим приводом, содержащим гидродинамическую передачу, преимущественно гидротрансформатор;
кран, у которого рабочие механизмы приводятся от несколь ких независимо работающих двигателей.
Многомоторный привод может быть электрическим (дизель-электрическим ), гидравлическим или комбинированным (с различными типами привода отдельных механизмов: гидравлический и механический, электрический и механический, электрический и гидравлический и т. д.).
ГОСТ 22827—77 "Краны стреловые самоходные общего назначения" распространяется на краны грузоподъемностью от 4 до 250 т, предназначенные для погрузочно-разгрузочных работ.
Краны, управляемые только с поворотной части, в зависимости от ходового устройства подразделяются на следующие типы: КГ — гусеничные; КП — пневмоколесные; КШ — на специальном шасси (автомобильного типа); КА — автомобильные.
В ГОСТе приведен параметрический ряд грузоподъемностей стреловых самоходных кранов: 4, 6, 3, 10, 16, 25, 40, 63, 100 160 и 250 т
Рассматриваемые краны изготовляются в соответствии с стандартами и Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов Госгортехнадзора СССР по технической документации, утвержденной в установленном порядке.  За ветровую нагрузку на кран в рабочем состоянии принимается предельная ветровая нагрузка, при которой обеспечивается эксплуатация крана с номинальным грузом.
Карта районирования СССР в зависимости от динамического давления ветра приведена в рекомендуемом приложении 3 ГОСТ 1451—77.
Транспортирование стреловых самоходных кранов по железным дорогам должно производиться в соответствии с требованиями Министерства путей сообщения СССР.
При этом: а) краны грузоподъёмностью до 10 т включительно должны вписываться в очертания габарита погрузки без разборки (допускается снятие стрелы); б) допускается частичная разборка кранов при их вписывании в. габарит 02-Т по ГОСТ 9238—73*;
в)   краны грузоподъемностью выше 16 тс частичной разборкой должны вписываться в очертания габарита погрузки пли в габарит 02-Т по ГОСТ 9238—73*.

Краны портальные и плавучие

Портальными крапами (рис. 3.1) называют грузоподъемные машины, у которых поворотная часть (с механизмами вращения, подъема груза, изменения вылета стрелы) монтируется на высокой раме портала (табл. 3.1). Портальные краны различаются по числу перекрываемых порталом железнодорожных путей — с одно-, двух-  и трехпутными порталами.
Портальные краны предназначены для выполнения погрузочно-разгрузочных работ в речных и морских портах при перегрузке сыпучих и штучных грузов в суда и вагоны.
ГОСТ 1682—69 устанавливает основные ряды номинальных грузоподъемностей портальных кранов: 3,2; 5,0; 8,0; 10,0; 16,0; 20,0; 25,0; 32,0; 50,0; 63,0 и 80,0 т.

ГОСТ 11283—72* «Краны портальные для районов с умеренным климатом. Общие технические условия» распространяется на элек трические портальные краны; предназначенные для производства перегрузочных работ в районах с умеренным климатом.
По условиям воздействия климатических факторов внешней среды портальные краны должны изготовляться исполнения У, категория I по ГОСТ. 15150—69*.
Гарантийный срок ГОСТ 11283—72* устанавливает 18 месяцев со дня ввода крана в эксплуатацию. Замену быстроизнашивающихся деталей, срок службы которых менее гарантийного срока крана, потребитель производит за счет запасных частей, входящих в комплект крана.
Ресурс до первого капитального ремонта портального крана 25 000 машино-часов, срок службы до списания 20 лет, показатель надежности — коэффициент готовности по ГОСТ 13377—75 для кранов, работающих на перегрузке навалочных грузов, 0,82, лесных грузов — 0,87.
ГОСТ 5534—70 «Краны плавучие полноповоротные» распространяется на плавучие полноповоротные несамоходные грейфернокрюковые краны, не перемещающиеся по понтону, предназначенные для перегрузки массовых штучных и навалочных грузов на внутренних водных путях.
ГОСТ 5534—70 предусматривает, что плавучие краны должны выпускаться речного и озерного разряда плавания. Краны речного разряда плавания должны иметь грузоподъемность 3,2 т. Краны озерного разряда плавания должны иметь грузоподъемность: 5,0; 10,0; 16,0 и 25,0 т. Краны должны иметь постоянную грузоподъемность на всех вылетах и горизонтальное перемещение груза при изменении вылета стрелы. Поворотная часть, исключая стрелу, во всех рабочих положениях крана не должна выходить за габаритную бортовую линию понтона.

 
Кран плавучий КПЛ 5—30 ГОСТ 5534—70. ГОСТ 5531- 70 устанавливает, что гарантийная наработка крана должна быть не менее 2000 ч машинного времени. Предприятие-поставщик обязано в течение 12 месяцев со дня ввода в эксплуатацию крана, но не позднее 24 месяцев со дня отгрузки потребителю безвозмездно заменять или ремонтировать вышедшие из строя детали крана при условии соблюдения потребителем правил транспортирования, хранения, монтажа и эксплуатации крана.
В речных и морских портах и на рейдах эксплуатируются перегрузочные плавучие краны с паровым, дизельным или дизель-электрическим  приводами. Наибольшее распространение в портах получили полноповоротные плавучие краны с дизель-электрическим приводом с грузовым крюком или грейфером.
Основной частью всех плавучих кранов является понтон, на котором расположена поворотная платформа крана с механизмом подъема груза (механизм замыкания и подъема грейфера), механизмом вращения поворотной платформы, механизмом изменения вылета стрелы. Поворотная платформа опирается катками на опорный барабан, укрепленный на понтоне. В кранах с дизель-электрическим приводом дизель-генераторная установка размещается, как правило, в понтоне.
Основные технические данные плавучих несамоходных дизель- электрических грейферно-крюковых кранов приведены в табл. 3.2.

Краны стреловые железнодорожные

ГОСТ 1682—69 «Подъемно-транспортные машины и механизмы прерывного действия. Ряды грузоподъемностей для отдельных видов машин и механизмов» устанавливает грузоподъемность кранов стреловых железнодорожных: крюковых — 6,3; 10,0; 16,0; 20,0; 25,0; 32,0; 40,0; 50,0; 63,0; 80,0, 100,0 и 125,0 т, то же грейферных — 3,2, 6,3, 10,0, 16,0 и 20,0 т, то же аварийных и монтажностроительных (числитель — главный подъем, знаменатель — вспомогательный подъем) — 100,0/10,0 и 160,0/16,0 т.
ГОСТ 22338—77 «Краны стреловые железнодорожные. Технические условия» распространяется на дизель-электрические и дизель- гидравлические краны грузоподъемностью 10, 16, 20, 25, 32 и 40 т.
Рассматриваемые краны с механическим приводом в зависимости от установленного на них основного силового агрегата подразделяют на паровые, электрические, с приводом от двигателя внутреннего сгорания непосредственно (однодвигательные), например краны ПК-6, МК-6, КДВ-15, или в сочетании с электрическим генератором (многодвигательные — дизель-электрические краны серий КДЭ и ЕДК). В последнее время все больше появляется кранов с гидравлическим приводом (дизель-гидравлические).
Универсальные полноповоротные железнодорожные краны находят широкое применение на транспорте и в различных отраслях промышленности для погрузочно-разгрузочных работ со штучными и сыпучими грузами на грузовых дворах железных дорог, в портах, на строительных площадках, базах и складах, имеющих подъездные железнодорожные пути.
Для самостоятельного передвижения крана по рельсовым путям нормальной колеи шириной 1520 мм на каждой ходовой тележке смонтирован механизм передвижения.
В табл 3.3 приведены технические характеристики наиболее распространенных в народном хозяйстве СССР кранов на железнодорожном ходу отечественных заводов и некоторых зарубежных фирм, а в таб.1. 3.4 — сведения о подшипниках качения этих кранов.
По кранам, выпуск которых прекращен, данные приведены в третьем (ПК-6, ПК-Г1УМЗ-15, К-103, К-25, СК-25, К-501) и во втором (Я-2, Я-5, Я-3, ПК-18,5, ПК-75) изданиях настоящего справочника.

Краны стреловые гусеничные

Самоходные полноповоротные стреловые краны на гусеничном ходу состоят из поворотной платформы, на которой размещены лебедки основного и вспомогательного подъемов, стреловая лебедка, механизм поворота, стрела и кабина. Ходовая часть крана содержит гусеничную тележку опорной рамы и два механизма передвижения. Краны СКГ-40, Э-2508, МКГ-16, МКГ-20 и МКГ-25 имеют дизель- электрический многомоторный привод переменного тока, позволяющий работать как от собственной дизель-электрической установки; так и получать питание от внешней силовой электросети трехфазного тока напряжением 380 В. Стрела может включать одну или несколько вставок различной длины и гусек.
Гусеничные краны предназначены для выполнения погрузочно-разгрузочных, а также строительно-монтажных работ в гражданском и промышленном строительстве.
Основные показатели кранов на гусеничном ходу, выпускаемых промышленностью, приведены в табл. 3.5.