Содержание материала

Аккумуляторная батарея содержит комплект последовательно соединенных и смонтированных в общем ящике аккумуляторов. Для питания тяговых электрических двигателей электротележек, погрузчиков и других транспортных средств применяют кислотные (свинцовые) и щелочные (никель-железные или кадмиево-никелевые) аккумуляторы.
В условном обозначении типа батарей 40ТНЖ-550П-У2 первые две цифры указывают количество последовательно соединенных аккумуляторов, буквы: Т — преимущественную область применения — тяговая; КН — кадмиево-никелевая, НЖ — никель-железные;

цифры после букв — номинальную емкость батареи в ампер-часах. Обозначение стартерных батарей расшифровывается следующим образом: цифра перед буквами — число элементов, С — стартерный, Т — для тяжелых режимов, цифры после букв — емкость аккумулятора в ампер-часах при 10-часовом непрерывном режиме разряда.
В зависимости от материала моноблока и применяемых сепараторов в обозначение вносят буквы, характеризующие материал моноблока (бака) и сепараторов. Буквы Э—эбонитовый; П — пластмассовый (асфальтопековый с кислотостойкими вставками) моноблок; следующие буквы М, МС и Р — материал сепараторов; М — мипласт, МС— мипласт со стекловолокном, Р — мипор. Наличие в конце условного обозначения буквы 3 означает сухозаряженное исполнение батареи. Основные показатели автомобильных аккумуляторных батарей указаны в третьем издании справочника.
Номинальное напряжение щелочной батареи выражается произведением числа последовательно соединенных аккумуляторов на условное напряжение одного аккумулятора, принимаемое равным 1,25 В. Батареи при заказе должны обозначаться типом и номером стандарта.
Пример условного обозначения тяговой батареи для питания электротележки из 26 никель-железных аккумуляторов емкостью 350 А ч, в металлическом баке, климатического исполнения У, категории размещения 2:
Батарея 26ТНЖ-350-У2 ГОСТ 19484—74*. Пример условного обозначения батареи для питания электропогрузчика из 40 никельжелезных аккумуляторов емкостью 550 А-ч, в металлическом баке, климатического исполнения У, категория размещения 2:
Батарея 40ТНЖ-550-У2 ГОСТ 19484—74*. Технические данные тяговых аккумуляторных батарей,кислотных свинцовых, щелочных железо-никелевых и кадмиево-никелевых приведены в третьем издании справочника. Батареи, применяемые на машинах напольного транспорта, указаны в табл. 7.17 и 7.18. Почти на всех машинах установлено по одной батарее, на электротележках ЭЗ-55—4 шт., на электропогрузчиках ЭП-250 — 2 шт. и ЭП-501—4 шт.
Технические данные тяговых автомобильных свинцовых стартерных аккумуляторных батарей приведены в третьем издании справочника.
Наименьшая емкость щелочного аккумулятора при 6-часовом режиме заряда и 5-часовом режиме разряда до конечного напряжения

  1. В при температуре электролита (водный раствор едкого натрия по ГОСТ 2263—59, удельный вес 1,18—1,20, с добавкой 10±1 г/л моногидрата лития) от 15 до 53° С должна соответствовать номинальной емкости аккумулятора, указанной в табл. 7.17 и 7.18.

Преобразователи и выпрямители для зарядки аккумуляторных батарей

Для зарядки аккумуляторных батарей используют выпрямители с селеновыми, купроксными, германиевыми и кремниевыми вентилями, а также зарядные двигатель-генераторы серии ЗП (табл. 7.19), генераторы серии П (табл. 7.20) и регулируемые одноякорные преобразователи АЗ.
Выпрямительный зарядный агрегат ВАЗ-70-150 на кремниевых вентилях в режиме А может использоваться для зарядки тяговых аккумуляторных батарей стабилизированным выпрямленным током до 150 А при напряжении 40—70 В, в режиме Б обеспечивает зарядку батарей током до 125 А при напряжении 40—70 В (табл. 7.21). Этот агрегат рекомендуется для зарядки аккумуляторных батарей от сети трехфазного тока и может быть заменен агрегатом ВАКЗ-9,6-64. Выпрямитель рассчитан на питание от сети переменного тока напряжением 380 В, частотой 50 Гц, потребляемая мощность в режиме А 16 кВА, коэффициент полезного действия 0,8 при cos φ = 0,81.
Данные о ртутных выпрямителях и об автоматических зарядных агрегатах приведены в табл. 7.22 и 7.23. Агрегаты Β3Κ-130-190 предназначены для зарядки кадмиево-никелевых батарей ГКН-950, а ВЗК-65-190 —для зарядки железо-никелевых батарей ТЖН-950 (см третье издание справочника).

Таблица 7.2-1
Выпрямители ЕПК

Для зарядки кислотных батарей погрузчиков ЕВ-677 фирмы «Балканкар» используются кремниевые выпрямители типов ЕПК 80/30-а2 и ЕПК 800/60-а (табл. 7.24).