Главная >> Инфо >> Механизация погрузочно-разгрузочных работ

Механизация погрузочно-разгрузочных работ

Механизация погрузочно-разгрузочных работ — использование машин и механизмов для погрузки грузов на ж.-д. и автомобильный подвижной состав, выгрузки с него, перегрузки с одного вида транспорта на другой и перемещения грузов внутри складских помещений, на территории грузовых районов, подъездных путях промышленных предприятий и т. п. Основным цель механизации трудоёмких и тяжёлых погрузочно-разгрузочных работ — облегчение труда занятых на их выполнении людей.
На железнодорожный транспорте при переработке грузов, которая является одним из основные производств, этапов, определяющих качество и уровень работы железных дорог, механизация наряду с повышением производительности груда — важное средство сокращения времени простоя подвижного состава, улучшения сохранности грузов и вагонов.
Для осуществления механизации погрузочно-разгрузочных работ на железнодорожный транспорте применяют различных подъёмно- транспортные погрузочно-разгрузочные машины и оборудование, в зависимости от полноты использования которых в выполнении конкретных операций различают механизированным, комплексно-механизированным и автоматизированным грузопереработку. К механизированной грузопереработке относят работы, при выполнении которых только основные операции производятся машинами (например, захват и перемещение груза из вагона в кузов автомобиля грузоподъёмным краном), а вспомогательные операции — застропка груза, его направление, отстропка, оттяжка при укладке в штабель и т. п.— осуществляются вручную.
схемы комплексной механизации переработки
Типовые схемы комплексной механизации переработки: а — тарно-штучных грузов, перевозимых в крытых вагонах б— сыпучих и кусковых грузов грейферами; в — сыпучих грузов одноковшовым тракторным погрузчиком и грузоподъёмным краном; г — смёрзшихся грузов с применением виброрыхлителя; д — сыпучих грузов разгрузчиком непрерывного действия; е — универсальных контейнеров; ж — крупнотоннажных контейнеров с применением специальных захватов; 1 — вагон; 2 — склад ангарного типа; 3 — погрузчик; 4 — стеллаж; 5— автомобиль; 6 — штабель груза; 7 — козловой кран; 8 — грейфер; 9 — бункер; 10 — эстакада; 11 — вибратор; 12 — стреловой грузоподъёмный кран; 13 — проезд для транспорта; 14 — склад; 15 — повышенный путь; 16 — механический разгрузчик; 17 — самоходный поворотный конвейер; 18, 19 — контейнеры.
К комплексно - механизированной грузопереработке относят работы, при ведении которых весь производств, процесс от начала до конца операции выполняют машины, а труд людей сведён к управлению этими машинами или осуществлению вспомогательные операций без применения ручного труда. При этом обычно используются специализированным погрузочно-разгрузочные средства, выполняющие определенные операции с рядом однотипных грузов. К таким работам относятся погрузка, выгрузка, сортировка контейнеров; тяжеловесных и тарно-штучных грузов в пакетах (см. Пакетные перевозки); переработка грузов на поддонах; перегрузка лесоматериалов. При выгрузке металлов и изделий из них используют также электромагнитные захваты. Грузопереработка насыпных и навалочных грузов осуществляется с применением грузоподъёмных кранов, ковшовых погрузчиков, экскаваторов, погрузчиков и разгрузчиков непрерывного действия. При перевозке таких грузов в полувагонах и на специализированным подвижном составе осуществляется выгрузка в вагоноопрокидывателях и с применением инерционных разгрузочных машин, на сливных эстакадах, на специально оборудованных повышенных путях. Выгрузку легкосыпучих грузов (цемента, зерна и т. п.) ведут пневматические установками, а в ряде случаев (из бункеров)— самотёком.
Комплексная механизация создаёт предпосылки для организации автоматизированной грузопереработки, при которой могут быть автоматизированы только отд. (главным образом основные) грузовые операции (частичная автоматизация) либо весь процесс может осуществляться без непосредственного участия человека (полная автоматизация).
Показатели оценки механизации работ (в т. ч. комплексной) — уровень и степень механизации. Уровень механизации определяется как отношение объёма работ, выполненных механизированным способом, ко всему объёму погрузочно-разгрузочных работ (в % ), степень механизации — как отношение трудовых затрат при механизации к общим трудовым затратам на весь объём работы (в %). При учёте произведённых работ их оценивают в тонно-операциях, понимая под одной операцией комплекс работ, выполняемых с грузом от момента его захвата рабочим органом машины (или руками человека) до освобождения. К учёту выполненных работ принимаются тонно-операции при перемещении грузов из крытого или открытого склада в вагон или автомобиль (погрузка); из вагона или автомобиля к крытый (или открытый) склад (выгрузка); из вагона в вагон или автомобиль, из автомобиля в вагой (перегрузка); внутри крытого или открытого склада с целью перевески, перекладки, проверки груза, освобождения складской площади и др. (не в процессе погрузки, выгрузки из вагонов и автомобилей), когда в выполнении этих операций возникает производств, необходимость, а также с целью проверки штучных и тарно-упаковочных грузов при расформировании пакетов по требованию грузополучателя (автопредприятия) с последующей погрузкой их на автомобили (внутрискладские операции).
Для выполнения отд. операций погрузки, выгрузки, сортировки грузов и др. погрузочно-разгрузочных работ машины и устройства включаются в определённой технол. последовательности в схему комплексной механизации. Для практического использования разработаны типовые схемы комплексной механизации (см. рис.). Типовая схема комплексной механизации переработки тарно-штучных грузов, перевозимых в крытых вагонах, предусматривает выгрузку груза из вагона, промежуточное складирование, а затем погрузку его электропогрузчиками или малогабаритными автопогрузчиками в автомобили. По этой схеме возможно как напольное, так и стеллажное хранение грузов в складе на стандартных поддонах. Для грузовых станций с небольшим объёмом грузопереработки сыпучих и кусковых грузов схема комплексной механизации предусматривает использование козлового крана грузоподъёмностью 5 г, оснащённого съёмными грейферами вместимостью 1,5—2 м3. В схеме комплексной механизации переработки сыпучих и кусковых грузов на повышенных путях и с помощью одноковшовых тракторных погрузчиков предусмотрена разгрузка грузов из полувагонов самотёком через открытые люки. Наиболее перспективной является схема комплексной механизации, в которой повышенный путь высотой 2,4 м перекрыт двухконсольным козловым краном, оснащённым моторным грейфером для загрузки автомобилей-самосвалов с применением виброрыхлителя смёрзшихся грузов и с использованием вибратора для очистки полувагонов от остатков сыпучих грузов, двух электрическое или пневматических люкоподъёмников. В типовых схемах комплексной механизации выгрузки сыпучих грузов из закрытых складов принята технология работ в основные по варианту «вагон—автомобиль». Для этого используются электропогрузчики и автопогрузчики, оборудованные ковшами, бульдозерно-грейферными захватами. Наибольшую производительность обеспечивает применение разгрузчиков непрерывного действия с рабочими органами, позволяющими выгружать также и слёживающиеся грузы. При выгрузке сыпучих грузов из хопперов и цистерн-цементовозов применяются схемы выгрузки самотёком и с использованием всасывающих устройств автоцементовозов. Комплексная механизация переработки лесоматериалов и тяжеловесных грузов по типовой схеме осуществляется с применением козловых, мостовых и стреловых грузоподъёмных кранов со сменными приспособлениями для захвата металлической, железобетонных изделий, круглого леса и пиломатериалов. Технологический процесс работы контейнерных пунктов предусматривает схему комплексной механизации с использованием двухконсольных козловых кранов, позволяющих осуществлять операции погрузки, выгрузки и сортировки универсальных контейнеров. Для перегрузки контейнеров брутто 3 и 5 т применяются козловые краны грузоподъёмностью 5 т с пролётом 11,3 и 16 м. Застропка, отстропка и перегрузка среднетоннажных контейнеров производятся автостропами. Перегрузку крупнотоннажных контейнеров осуществляют специальными козловыми кранами с пролётом 25 м грузоподъёмностью на захвате 20, 32 и 40 т. Для работы с крупнотоннажными контейнерами их оснащают захватами с жёсткой рамой на один типоразмер контейнеров и с раздвижной телескопия. рамой — на несколько типоразмеров.

 
« Местное пассажирское сообщение   Мобильное здание »
железные дороги