Содержание материала

Электрические двигатели и генераторы постоянного и переменного тока
Электропромышленностью для привода погрузочно-разгрузочных машин выпускаются электродвигатели постоянного и переменного тока общего и специального назначения. К последним относятся крановые электродвигатели.
ГОСТ 12049—75 «Двигатели постоянного тока для машин напольного безрельсового электрифицированного транспорта. Общие технические условия» распространяется на двигатели климатических исполнений У и Т, категории 2 по ГОСТ 15150—69*, предназначенные для работы в электроприводах механизмов передвижения и насосов гидросистем грузоподъемника и усилителей рулевого управления электропогрузчиков, электротягачей, электроштабелеров, электротележек.
Номинальный режим работы двигателей — повторно-кратковременный S3 по ГОСТ 183—74 с продолжительностью включения двигателя передвижения 40%, гидронасоса 25%. Ресурс до первого капитального ремонта не менее 7000 ч.
Рассматриваемые двигатели имеют возбуждение последовательное, параллельное или смешанное. Электродвигатели изготовляются на номинальное напряжение 24, 40, 80, 110, 160 и 220 В.
Номинальные данные электродвигателей (мощность, напряжение, ток, скорость вращения и другие величины, характеризующие работу двигателя) относятся к условиям работы на высоте не более 1200 м над уровнем моря при температуре окружающего воздуха от —40 до +40°С. Мощность при значениях S=15, 25 и 60% для двигателей передвижения и 15, 40 и 60% для двигателей гидронасоса, а также при часовом или получасовом режиме работы указывается для конкретных типов электродвигателей.
Техническая характеристика двигателей постоянного тока серии МНБЭТ, выпускаемых Рижским электромашиностроительным заводом для машин напольного безрельсового электротранспорта, приведена в табл. 7.6 и 7.7
Электродвигатели постоянного тока ЗДТ.31, ЗДТ.32, ЗДТ.52, ЗДТ.61.3ДТ.73 и ЗДТ.81 предназначены для привода механизмов передвижения аккумуляторных машин напольного безрельсового транспорта, а электродвигатели ЗДН.31, ЗДН.32, ЗДН.52 и ЗДН.61 —для привода гидронасоса механизма подъема этих же машин. Восемь первых электродвигателей являются четырехполюсными коллекторными, а два — ЗДТ.73 и ЗДТ.81 — имеют еще дополнительные полюса для улучшения коммутации. Электродвигатели ЗДТ.52 и ЗДТ.81 — вентилируемые, остальные восемь — закрытого исполнения.
Направление вращения ротора у электродвигателей передвижения — реверсивное, у электродвигателей гидронасоса — левое.
Все электродвигатели серии МНБЭТ могут работать при температуре окружающего воздуха от —40 до +40° С и при относительной влажности воздуха до 90% (при 20° С) в районах умеренного климата и до 95% (при 35° С) в районах с тропическим климатом.
На машинах напольного транспорта с аккумуляторной батареей применяются также электродвигатели постоянного тока Рижского завода серии РТ следующих типов.

Мостовые, козловые, портальные краны оборудованы закрытыми обдуваемыми электродвигателями переменною тока типов МТ, МВТ с фазовым ротором и типов МТК, МТКВ с короткозамкнутым ротором, изготовляются на напряжение трехфазной сети 220/380 и 500 В частотой 50 Гц. Характеристика модернизированных крановых двигателей типов МТ и МТВ приведена в табл. 7 8, двигателей типов МТК и МТКВ — в табл. 7 9. Электродвигатели трехфазного тока напряжением 220. 380, 500, 400 В с фазовым ротором серии MTF и с короткозамкнутым ротором серии M1 KF применяются в краностроении (табл. 7.10, 7.11).
Условное обозначение типа электродвигателей расшифровывается так МТ, МТВ и MTF — электродвигатели с фазовым ротором, MlК и MTKF — с короткозамкнутым ротором; первая цифра (0-7) числа, стоящего после буквенного обозначения, определяет величину внешнего диаметра пакета статора, т. е. величину электродвигателя; последняя цифра (I—3) —длину пакета статора данной величины; средняя цифра (1) обозначает первую модернизацию электродвигателя; цифра после дефиса обозначает число полюсов электродвигателя. Например, МТ-111-6 — электродвигатель с фазовым ротором нормального исполнения 1-й величины, 1-й длины, 1-й модернизации, шестиполюсный.
Электродвигатели типов МТ и МТК имеют изоляцию класса А (для нормальных условии работы), электродвигатели типов МТВ и МТКВ — изоляцию класса В (для работы в условиях повышенных температур). К обозначению электродвигателей с изоляцией класса В добавляется буква В. Например, МТКВ 41-8 обозначает электродвигатель с короткозамкнутым ротором с изоляцией класса В, 4-й величины, 1-й длины, восьмиполюсный.
ГОСТ 185—70* «Электродвигатели трехфазные асинхронные крановые и металлургические» распространяется на двигатели частоты 50 Гц, предназначенные для работы на подъемно-транспортных машинах всех видов и в электроприводе механизмов металлургических агрегатов Двигатели изготовляют в климатическом исполнении У, категории 2 по ГОСТ 15150—69*. Двигатели выполняют на геминальное напряжение 220/380 В (при соединении обмоток статора соответственно в треугольник и звезду) и 500 В.

Крановые асинхронные трехфазные электродвигатели с короткозамкнутым ротором типа MTKF (50 Гц, 380/220 В)

ГОСТ 184—71* «Электродвигатели постоянного тока металлургические и крановые» распространяется на двигатели серии Д, климатических исполнений категории 2 по ГОСТ 15150—69*, предназначенные для работы на подъемно-транспортных механизмах.
Обозначение типа указывает серию — Д, климатическое исполнение и категорию размещения по ГОСТ 15150—69*. Пример условного обозначения для двигателя типа Д31, климатического исполнения У, категории 2:
Двигатель Д31У2 ГОСТ 184—71. Гарантийный срок устанавливается 3 года со дня ввода двигателя в эксплуатацию.
Крановые электродвигатели постоянного тока изготовляются с последовательным, параллельным или смешанным возбуждением и параллельным со стабилизирующей обмоткой на номинальное напряжение 220 или 440 В. Параллельные обмотки возбуждения могут включаться на напряжение 220 или 110 В.
Технические данные электродвигателей закрытого исполнения с естественным охлаждением, с последовательным возбуждением в номинальном режиме ПВ = 25% приведены в табл. 7.12.
Генераторы синхронные трехфазного тока ЕС общепромышленного применения, напряжением 230 или 400 В выполняются частотой 50 Гц, cos φ = 0,8, возбуждаются от вспомогательной обмотки статора через механический выпрямитель. Генератор ЕС (за исключением ЕС-93-4с) комплектуется щитком управления, внутри которого установлено стабилизирующее устройство.
Генератор ЕС-93-4с применяется в крановых установках. Цена в этом случае увеличивается на 8%. 

Характеристика синхрон ных генераторов, дана в табл. 7.13, постоянного тока — в табл. 7.14. Основные показатели генераторов и электродвигателей, применяемых на автомобильных кранах и кранах пневмоколесных и железнодорожных, приведены в табл. 7.15 и 7.16.