Глава III. ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ ГОРОДСКОГО ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА.
§ 6. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА.
На рис. 12 показаны принципиальные электрические схемы подвижного состава различных видов городского электрического транспорта. Почти исключительное применение находит электрическая тяга
с контактным токоприемником; автономная и комбинированная тяга имеют незначительное применение.
Подвижной состав в зависимости от назначения может быть пассажирский — для перевозки пассажиров; грузовой — для перевозки грузов; специального назначения — снегоочистители, путеизмерители, путеполивщики, крановые платформы, вагоны-лаборатории, вагоны-вышки, рельсотранспортеры и др.
Рис. 12. Принципиальные электрические схемы различных видов транспорта
а — автобус; б — электромобиль, б — троллейный электромобиль; а — троллейбус; б — моторный вагон метрополитена (с двухступенчатой перегруппировкой); а — трамвайный моторный вагон (без перегруппировки тяговых двигателей); 1 — дизель; 2 — генератор; 3 — тяговый двигатель; 4 — аккумуляторная батарея; 5 — токоприемник; 6 — контактная сеть 6' — третий рельс; 7 — рельсовая сеть
Трамвайные вагоны классифицируют: по конструкции ходовых частей — тележечные и бестележечные; по количеству осей — двухосные, четырехосные (несочлененные и сочлененные; отличительной чертой последних является наличие двух или трех кузовов со сквозным проходом); по этажности — одноэтажные и двухэтажные; по конструкции кузова — закрытые, полуоткрытые и открытые; по самоходности — моторные и прицепные. Моторными вагонами называются вагоны, на которых установлены тяговые двигатели. Все колесные пары моторных вагонов — движущие, колесные пары прицепных вагонов — поддерживающие.
Троллейбусы классифицируют: по количеству осей — двухосные, трехосные и четырехосные (сочлененные); по этажности — одноэтажные и двухэтажные; по конструкции — кузова и рамы.
Сформированный и сцепленный состав, состоящий из нескольких вагонов или из одного моторного вагона, снабженный соответствующими сигналами, называется поездом.
Тип трамвайного поезда и троллейбуса для конкретных условий работы выбирают в зависимости от величины пассажирских потоков, планировки города, профиля пути, величины предельного уклона и других эксплуатационных показателей.